&
ПамяткаКак работать с текстамиУважаемый Гость! Если у Вас возникают трудности при составления текста, например, для выступления на семинаре, для контрольной работы, для ответа на экзамене или зачёте, для шпаргалки (в том числе, и компьютерной), на которой нужно написать этот ответ... - да мало ли ещё зачем нам нужны бывают чёткие и понятные тексты! - эта "Памятка" для Вас. Если Вы считаете, что у Вас таких трудностей никогда не возникает, тоже на всякий случай прочтите. Возможно, Вам это будет ещё более полезно, чем сомневающемуся - а, значит, способному к развитию - человеку. Допустим, Вы получили задание (например, по культурологии) сделать доклад на семинаре о каком-либо деятеле древнерусской культуры - попробуйте поработать с текстами "Моей энциклопедии". Вы можете сделать доклад о Ермолае Прегрешном (убедительная просьба, прежде чем кликать по ссылкам, прочитайте "Памятку" до конца). Для начала посмотрите статью о Е.П. в разделе "ЛЮДИ". Статья очень маленькая - это просто историческая справка. Но и ей можно воспользоваться и сделать вполне пристойный доклад - краткий и информативный. Для этого обратитесь в раздел "КНИГИ" и воспользуйтесь статьей "Повесть о Петре и Февронии", но не просто соедините две статьи, а организуйте текст так, чтобы не было повторов информации и чтобы получился целостный, связанный рассказ о жизни и творчестве Е.П. Начать доклад Вы можете примерно так: "Ермолай Прегрешный (в миру Еразм) - богослов, писатель-публицист ХVI века...", затем изложите информацию о его политических взглядах (это всего три строчки в конце статьи о Е.П. в разделе "Люди"). Теперь следует рассказать о главном - о его творчестве. Перечислите сочинения Ермолая-Еразма, потом остановитесь на наиболее распространённом из них - на "Повести о Петре и Февронии" - вот здесь и пригодится информация, найденная в разделе "КНИГИ". Не забудьте указать, что к сюжету "Повести", (т.е. к Китежской легенде), обращались русские писатели и композитор Римский-Корсаков - эти сведения можно вынести в конец, в заключение доклада, сделав вывод: интерес к "Повести" деятелей искусства последующего времени, свидетельствует о культурно-исторической значимости этого произведения (возможно, именно поэтому Вы и остановились на этом сочинении более подробно). Доклад также можно закончить своей авторской оценкой - например, Вам бы хотелось чтобы в наше время "Повесть о Петре и Февронии" стала столь же популярной, как в ХVI-XVII вв., основание для этого есть - интересный сказочный сюжет "про любовь". Любовь и верность - ценности непреходящие, и, возможно, Вы сможете связать события "Повести" с проблемами сегодняшнего дня - например, с проблемой распадения супружеских союзов. Ведь "Повесть" , как и вообще памятники ДРЛ (древнерусской литературы), носит дидактический (поучительный) характер, а значит, имеет воспитательное значение. Как знать, если бы история Петра и Февронии имела бы хождение среди современных читателей, разводов могло бы быть меньше. Покажите, какую роль играет верная, любящая и разумная жена правителя для мира и спокойствия в государственном масштабе - ведь, когда герои (князь Петр и княгиня Феврония) вынуждены были покинуть Муром, там начались беспорядки. Так Вы покажите политическое значение крепкой семьи - тоже актуальный сегодня вопрос. В общем, включите фантазию! Есть много возможностей показать, что "Повесть о Петре и Февронии" не утратила своего значения и, таким образом, доказать, что древнерусская литература - это действительно кладезь мудрости. Возможно, ознакомившись с сюжетом, Вы захотите прочитать "Повесть" в полной версии на современном русском языке, но тут выяснится, что её не так легко найти! Удивление по этому поводу, выраженное синтаксически правильно построенными предложениями (с подлежащим и сказуемым - как минимум), тоже может быть хорошим завершением доклада, ибо таким образом Вы поднимете одну из важнейших современных проблем - почему шедевры отечественной культуры, даже весьма занимательные литературные произведения, на удивление мало известны (если я ошибаюсь, и лично Вы с детства зачитывались "Повестью о Петре и Февронии" и другими произведениями ДРЛ, то я приятно удивлена). Воспользовавшись информацией на моём сайте, не премините посетить другие сайты и порталы - например, сайт "Кирилл и Мефодий". Там тоже есть сведения о Ермолае Прегрешном, используйте в своём докладе и их, но не бездумно, а в контексте с уже составленной Вами информацией, чтобы в результате этой напряженной умственной работы получился связанный текст. При составлении доклада обратите внимание на слова, которые Вам не понятны, или не совсем понятны (например, "стяжательство" - о стяжательстве и стяжателях, равно как и о нестяжателях, можно узнать в ЛЕКЦИИ 2) , и постарайтесь с ними разобраться, начав с "Толкового словаря русского языка" под ред.Ожеговой и Шведовой и обратившись к специальным энциклопедиям, словарям и справочникам ("Моей энциклопедией" ограничиваться не стоит) И, пожалуйста, не бойтесь своего косноязычия! Эта проблема преодолима, но только в том случае, если Вы не тупо читаете созданные другими тексты, а работаете над ними, создавая свой. Теперь, когда основной текст составлен и понят Вами, подумайте, чем может быть интересен доклад Вашим слушателям, чем он интересен, в конце концов, Вам самому, и составьте вводный парафраз - с него и начните свой доклад. Вот тогда это будет доклад, а не просто сообщение, скаченное из Интернета и прочитанное по бумажке (да ещё и с запинками, которые случаются как раз на тех самых не очень понятных Вам словах). Помните, что содержание доклада должно соответствовать его теме, а сам доклад не должен быть длинным - для защиты диссертации докладчику отводят не то 10, не то 15 минут, а студентам, обычно предлагается уложиться в более короткий срок. Поэтому, составив текст, внимательно его прочтите и проанализируйте. Во-первых, Вы могли увлечься и уйти от темы (мало ли, вспомнили по ходу дела о "стяжателях" и "нестяжателях", решили рассказать о них поподробнее и забыли о первоначальной задаче). Во-вторых, у Вас могло получиться слишком много материала (минут эдак на 40-45), значит, нужно выделить главное - составить предложений 10-15 (естественно, в них кроме подлежащего и сказуемого должны быть и другие члены) - это называется тезисами. Пусть в голове у Вас будет больше, чем Вы выразите во время пятиминутного доклада. Если сумеете заинтересовать слушателей, они Вам зададут вопросы (а преподаватель наверняка Вас что-нибудь спросит), вот тут-то и пригодится то, что осталось в голове. Следует помнить, что на семинаре должны обсуждаться сообщения выступающих и обсуждаться вопросы - иначе это не семинар, а тоска зеленая. Поэтому сами придумайте пару вопросов, которые Вы зададите аудитории - Вашим однокурсникам. Вопросы должны быть по тексту Вашего доклада - возможно, Вы захотите узнать, как Вас слушали, что восприняли от Вас. Могут быть и другие вопросы, но они должны быть связаны с темой. Прежде чем задать свой вопрос, дайте возможность задать их другим - ведь Вы уже выступали, теперь дайте слово слушателям. Пусть зададут свои вопросы, среди которых могут быть и интересные, и ехидные, и не исключено, что глупые. Завершая выступление, докладчик обычно обращается к аудитории: "Есть вопросы?", преподаватель тоже может спросить: "Есть вопросы к докладчику?. Если вопросов нет, Вы огорошите своих товарищей заявлением: "Тогда у меня есть вопрос к вам! Почему "Повесть о Петре и Февронии", которые были весьма благочестивыми людьми и даже были канонизированы, т.е. являются святыми, не была включена в канонические сборники молитв (Четьи-Минеи)?" И вот ещё неплохо бы поинтересоваться у аудитории: "Ну-тка, братья-россияне! Какие памятники ДРЛ вы знаете кроме "Повести о Петре и Февронии", про которую я тут вам рассказывал?" Интересно, сколько их назовут и что назовут кроме "Слова о полку Игореве", которое все вспомнят наверняка? Надеюсь, читатели моих лекции по истории русской философии и культуры назовут кое-что ещё - и довольно много. Этот или другой вопрос Вы зададите, если сочтёте нужным. Однако вопросы я советую всё же придумать и продумать - таким образом Вы ещё раз осмыслите свой текст. Полагаю, что большинству такой ликбез по работе с текстовой информацией не нужен, однако я точно знаю, есть такие, которым мои рекомендации могут пригодиться обрести навыки, необходимые не только для составления доклада, но и для подготовки к экзамену или зачету, когда один и тот же материал можно использовать при ответах на несколько вопросов (все дело в акцентах). Так, например, те же статьи из "Моей энциклопедии" (о Ермолае Прегрешном и "Повести о Петре и Февронии") могут быть использованы при ответах, как минимум, на 3 вопроса: 1)"Памятники древнерусской литературы XVI-XVII. "Повесть о Петре и Февронии", 2) "Повесть о Петре и Февронии" как памятник житийной литературы" и 3)"Деятели древнерусской культуры.Творчество Ермолая Прегрешного". Информацию нужно перестраивать в соответствии с заданными формулировками. Также материалами данных статей можно проиллюстрировать самые разные вопросы обобщающего характера - например, "Тема любви в русской литературе" или "Любовь и благо как философские категории". Часто встречается вопрос: о секуляризации и европеизации в русской культуре. На него тоже помогут ответить Пётр и Феврония - в смысле, повесть о них и статьи из "Моей энциклопедии". Только начать надо с раскрытия смыслал этих понятий, а значит, заглянуть в какой-нибудь словарь, энциклопедию или в "Мои лекции" (см. ЛЕКЦИЯ 2 ). Надеюсь, Вы, дорогой Гость, уже сделали (или сделаете) это. Также, надеюсь, что про европеизацию всё понятно и так (и будет понятно из приведенного ниже текста). А вот про секуляризацию всё же напомню: произошло это слово от от латинского saekularis - мирской, светский - и буквально означает обмирщение.
Как видите, уважаемый Гость, для того чтобы раскрыть суть понятий секуляризация и европеизация, я использовала минимум сведений, обратившись к содержанию упомянутых статей и лекций (если Вы дадите себе труд прочесть их в соответствующих разделах сайта - "Моя энциклопедия" и "Мои лекции" - то убедитесь в этом). Тем не менее, полагаю, объяснение получилось понятным. То же самое доступно и Вам - попробуйте! Такая работа с информацией не является сложной, но здорово тренирует мозги и подготавливает их к более серьезным умственным операциям. А тупое скачивание текстов из Интернета, какими бы содержательными не были найденные Вами источники, только разрушает мышление - дар богов, между прочим, как подметил ещё Аристотель.
|
МОИ ЛЕКЦИИ | 1МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ | МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ |
Дополнительная помощь пользователю: РУБРИКАТОР |
©Татьяна Николаевская