&

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЧАСОСЛОВ ВИКТОРИНА ПУТЕВОДИТЕЛЬ 1ЛЮБОМУДРЫ
ХХI ВЕКА
ДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ НА «ЯНДЕКСЕ»

 

1 ЛЮБОМУДРЫ ХХI ВЕКА


Везде   исследуйте  всечасно,
     Что есть велико и прекрасно.

Михайло Васильевич Ломоносов

 

Уважаемые гости, посетители моего сайта!

      Я давно собиралась создать папку студенческих работ и открыть соответствующую рубрику. И вот, наконец, сегодня – 14 марта 2008 года – это случилось! J
     Вообще-то «Любомудры ХХI века» – это не только папка или рубрика сайта, а философско-литературный альманах, просто пока готова его примитивная версия. Надеюсь, что мне всё же удастся заинтересовать этим проектом, если не вузы, то каких-либо ещё лиц – юридических и частных – которым не безразличны философские интересы и духовные потребности современного общества, особенно молодёжи.
    Пока папка работает как дополнительный информационный источник как для моих студентов, так и для всех, кто пожелает в неё заглянуть. На сегодняшний день (14.03.2008) в ней только две работы, которые в своё время были присланы в «Гостевую книгу» моего сайта. Я их отредактировала и подобрала литературу. Так как в предлагаемых вниманию читателей сочинениях нет ничего принципиально нового для науки (хотя данные работы содержат интересную и для многих совершенно неизвестную информацию), я сочла возможным по своему выбору указать литературу, содержащую данные, которые отражены в статьях. Впредь, очень прошу авторов посылать статьи с указанием источников, которые помогли в работе над ней таковы требования академического стиля.
     Свою редакторскую правку публикуемых статей я не считаю значительной, но она могла бы быть ещё меньшей, если бы мои дорогие авторы-любомудры были
повнимательней и приняли бы во внимание рекомендации, которые даны в Памятке. Как работать с текстами.

     В «Любомудрах ХХI века» могут опубликовать сочинение философского содержания (статью, тезисы, эссе, да хоть диссертацию или поэму) все желающие необязательно мои студенты, и даже вовсе не студенты. Для этого достаточно прислать текст в ГОСТЕВУЮ КНИГУ. Впоследствии я придумаю, как написать непосредственно в альманах.

Татьяна Николаевская – автор проекта, редактор, корректор, дизайнер, программист и проч.J


 

Статьи:

Добавьте свою статью через ГОСТЕВУЮ или ФОРУМ.
Там же можно оставить свои предложения по дизайну альманаха и дать технические советы, как присоединить текстовое поле, чтобы в нём могли написать статью все желающие.


ЗАХАРОВА СВЕТЛАНА, студентка экономического факультета

Возрождение. Мировоззрение эпохи

     В эпоху Возрождения  (Ренессанса) формируется новый тип личности, обладающей, в отличие от аскета средневековья, научным и социально-творческим потенциалом. Культура Возрождения возникла благодаря деятельности Данте, Петрарки, Да Винчи, Микеланджело, Ботичелли, и это далеко не полный перечень поэтов, художников, архитекторов и учёных, которых Бертран Рассел справедливо назвал титанами.
     Возрождение – это переход от эпохи «темного» средневековья к эпохе разума и творческого познания мира, это время формирования новой культуры с верой в безграничные возможности человека, утверждение его самоценности и неповторимости.
    С социально-экономической точки зрения в эпоху Возрождения и позднего средневековья в Европе осуществляется переход от феодального общества к капиталистическому, который предполагал освобождение личности от феодальной, сословной зависимости.Феодальное дворянство уступало место новой буржуазии и способствовало формированию наций, буржуазных государств и образованию государственных монополий.
    Новая эпоха не перечеркнула, а уважительно отнеслась к наследию предшествующих поколений – в первую очередь, античности, на которую был изначально ориентирован Ренессанс. Во многом благодаря возрождению и обновлению опыта мыслителей прошлого значительный шаг вперед сделали естественные науки, что также связано с расширением границ мореплавания, переворотом машиностроения, развития мануфактуры. Исторический и научный прогресс повлияли и на содержание философии Возрождения.
     Отныне, человек стал восприниматься как высшая ценность, ибо он обладает божественным свойством – разумом. Человек утверждался в различных видах предметно-практической деятельности, что находит выражение в искусстве. Эпоха Возрождения подарила миру «Божественную Комедию» Данте, «Декамерон» Бокаччо, «Мону Лизу» да Винчи, «Сикстинскую мадонну» Рафаэля. В этих и многих других произведениях литературы, живописи, скульптуры и архитектуры того времени личностность, индивидуальность и неповторимость обусловлены творческой свободой, которой обладали и которую декларировали их авторы деятели Возрождения. Свободомыслие также нашло выражение в гуманистической концепции мира – философской и научной.

     В философии обращение к античности привело к пантеистическому пониманию мира, что дало толчок развитию нового естествознания.
     К предшественникам натурфилософии и науки эпохи Возрождения является Николай Кузанский, который занимал пост кардинала римской католической церкви, но переосмыслил традиционное богословие. На взгляды Н. Кузанского большое влияние оказал Сократ, который утверждал: «Знает по настоящему тот, кто понимает свое незнание».
    В своей онтологии – учении о бытии – Н. Кузанский отрицал характерный для Платона (и ещё более для Плотина) дуализм бытия и небытия Единого и Бесконечного. Он считал, что Единому ничего не противоположно. Бесконечность – то, больше чего ничего не может быть. Это максимум, абсолютный максимум, который единственен. Это высший предел, бытие, которому ничего не противостоит. С ним совпадает минимум максимум находится во всем, в каждом минимуме и содержит в себе минимум. Раз он абсолютен, то воздействует на все окружающее, поэтому максимум представляет собой непоколебимую веру и его почитают как Бога.
    Н. Кузанский придерживался пантеистических взглядов и не считал Бога надприродным существом, как учила христианская теология. Согласно Кузанскому, Бог – бесконечен и является воплощением максимума. Бог развёрнутый мир, но космос ограниченный максимум. Бог заключается во всем и является развитием всего. Бог не является абстракцией, извлеченной из вещи посредством разума. Таким образом, по Н. Кузанскому, нельзя соединять идею Бога с вещами, но мы должны помнить о том, что все сотворено Богом. Бог во всех вещах и как все они в нем, поэтому он существует и во вселенной, и в вещах, и в человеке.
    Иисус Христос, по мнению Н. Кузанского, существует соединенный с человечностью, и в человеке он пребывает максимально. Человек ограничение божественного принципа, подобно космосу, который есть ограничение максимума. Человек часть мира, но и сам мир: новое целое целого, индивидуальное. Но раз он равен всякому бытию, то как в Божьем сыне, так он пребывает в лице троицы и все существует в нем как в слове. Н. Кузанский пытается таким образом растворить Бога в вещах и вещи в Боге. Пантеизм завершает онтологическую концепцию Николая Кузанского, в которой явно просматривается антропоморфизм в видении Бога.
    Для доказательства бесконечности бытия Кузанский использовал математическую аргументацию: в бесконечном многоугольнике, тождественном кругу, сливаются противоположности и совпадают минимум и максимум. Человека, по Кузанскому, следует представлять через единство света, души и инаковость телесной тьмы. В человеке явно видны три области: низшая, средняя и высшая. Каждая из них делится тоже на три, то есть в человеке существует не менее девяти уровней или порядков.

   Познание, согласно Николаю Кузанскому, также осуществляется на трех уровнях:
1.
Ум. Субстанциональная форма. Он одушевляет тело, наделяя его жизнью, давая возможность ощущать.
2.
Рассудок, рассудочное. Здесь сосредоточено все то, что близко к ощущению.
3.
Разум. К нему относится умопостижение. Разум близок к истине, как многогранник к кругу, поскольку многие углы приближают его к окружности.

    Николай Кузанский внёс большой вклад не только в философию, он составил новую географическую карту мира, предложил реформу Юлианского календаря, а также предложил решение задачи о квадратуре круга и о бесконечности вселенной на основе диалектики максимума и минимума.
    Николай Кузанский был предшественником ренессансной натурфилософии, но наиболее выдающимся её представителем стал Джордано Бруно.
    Дж. Бруно утверждал, что мир бесконечен, но это целокупная бесконечность то есть существующая во всем мире и во всякой его части, в противоположность бесконечной вселенной, в которой есть элемент целокупности, но не во всех частях ее, которые мы можем постичь. Бесконечные миры находятся в вечном движении. При этом Джордано Бруно отвергает метафизические представления о вечном двигателе как начале движения и делает вывод что, миры одушевлены бесконечной двигательной силой, а Земля движется вокруг собственного центра и Солнца вследствие своего жизненного инстинкта. Таким образом очевидно, что характерной чертой мировоззрения Бруно является гилозоизм.
    Учение Джордано Бруно содержит и гносеологию. Познание имеет 4 уровня: чувства, разум, интеллект и дух. Чувства – зеркальное отражение мира; разум постигает истину посредством рассуждений; интеллект позволяет использовать принципы и заключения; дух дает собственную живую форму.
    Натурфилософия Возрождения безусловно дала толчок к развитию науки Нового времени, но определяет предмет гуманистической философии тема социального бытия. В плоскости проблем человека, общества и этики строили свою философию Мишель Монтень, который выступил против схоластической модели «добродетельной жизни», а также Эразм Ротердамский и Томас Мор.
    Человеческая жизнь, считал Эразм Ротердамский, есть не что иное, как борьба. Мир заставляет людей бороться с любыми пороками (многие из которых «стремительны», овладевают человеком и распространяются по миру чрезвычайно быстро), поэтому смысл человеческого существования преодоление пороков с помощью молитв и знания. Молитва ведет на небо, а знание укрепляет спасительные помыслы. Важной предпосылкой преодоления пороков, считает Эразм, является знание священного писания, но учения схоластов он считает бесполезными.
     Эразм Ротердамский в противоположность схоластическому учению разрабатывает свою гуманистическую философию христианства – «Философию Христа». Подлинный смысл христианства Э. Ротердамский видел в следовании законам любви и милосердия, а не в слепом соблюдении внешних обрядов. Его «Философия Христа» это практическое учение жизни, в котором христианская этика трактуется соответствии с гуманистическими принципами Возрождения.
    Особое место в ряду социальных философов занимает Томас Мор. Он вошёл в историю как основоположником утопического социализма – учения об обществе, где нет богатых и бедных, потому что нет частной собственности. Томаса Мора также можно назвать идеологом демократии. В обществе, которое он описал в своём знаменитом романе «Путешествие на Остров Утопия», все власти избираются. Управление осуществляется немногими законами, которые призваны устанавливать свободу людей. Томас Мор переживал, что не смог преодолеть рабство и насилие в современной ему Англии.
    Томас Мор также отмечал, что люди, занятые умственным трудом занимаются созерцанием. Интересно, что Томас Мор, связывал философию и сомнение: философствовать – значит сомневаться. Склонность к убеждению и готовность поддаваться убеждению, по его мнению, происходят от простодушия и невежества.
    Идеи Томаса Мора о справедливом обществе были подхвачены в эпоху Просвещения и были восприняты Сен-Симоном, Марксом, Энгельсом и мн. др.
    Выдающимися социальными философами Возрождения также были Макиавелли, Жан Боден и Томазо Кампанелла.
    Философские идеи Николая Кузанского, Джордано Бруно, Томаса Мора, Эразма Ротердамского и других выдающихся деятелей позднего средневековья были тесно связаны с научным прогрессом и нашли выражение в искусстве и литературе будущего. В ХХI веке, когда ренессансный гуманизм ушёл в историю, становится всё более очевидным, что его представители оказали большое влияние на мировоззрение последующего времени, а их творчество навсегда стало неотъемлемой частью культурной жизни человечества.

 

Литература

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения, М., 1980

2. Рассел Б. История Западной философии. М., 1993

3. Холличер В. Личность и гуманизм. М., 1981

Дата публикаци: 14.03.2008

Уважаемые читатели! Не забудьте поблагодарить автора статьи в ГОСТЕВОЙ. Также можете обсудить её на ФОРУМЕ.

Назад - вверх

НИКОЛАЕВА ВАСИЛИСА, студентка экономического факультета

Переход от схоластического аристотелизма к ренессансному в творчестве Пьетро Помпонацци

    Пьетро Помпонацци (родился в 1462 году в Мантуе, умер в 1525 в Болонье) – итальянский философ, представитель аристотелизма эпохи Возрождения. Помпонацци является типичным мыслителем Ренессанса – человеком широко образованным в самых различных областях. Он изучал философию и медицину в Падуанском университете, в котором стал профессором (1495—1509). Впоследствии Помпонацци занимал профессорсукую кафедру в Ферраре и Болонье.
    Значимой вехой в жизни Пьетро Помпонацци стало его участие в споре двух школ: аверроистов (последователей средневекового арабского философа Аверроэса) и александристов (приверженцев философии Александра Афродисийского – греческого перипатетика 2–3 вв). Главным вопросом дискуссии была смертность и бессмертие души. Поэтому нет ничего удивительного, что этот вопрос определил направленность и содержание философии Помпонацци.
    Труды Аристотеля были прочитаны Пьетро Помпонацци в контексте комментариев Аверроэса и Александра Афродисийского, а не Фомы Аквинского – виднейшего представителя средневековой схоластики и теологического аристотелизма. Это стало одной из причин, почему трактовка аристотелева учения Пьетро Помпонацци была еретической, противоречащей католической догматике.
    Помпонацци принадлежал и даже возглавлял школу александристов, но идеи аввероизма также нашли выражение в его философии. У аввероистов Помпонацци заимствует концепцию двух истин: есть истина философии и есть истина религии. Истина философии – это истина разума (а не истина Аристотеля, подчеркивает Помпонацци), а истина религии – не истина философская, потому что религия не содержит в себе ни истины, ни лжи, она служит для житейских нужд, ибо язык веры – это язык притч и морали. Концепция двойственной истины у Помпонацци превращается в концепцию, согласно которой истина содержится только в философии. Помпонацци по сути отрицает истину в качестве предмета религии и теологии, но утверждает её в качестве предмета философии.
    В ряде своих сочинений Помпонацци высказывает приверженность к номинализму – на его основе он строит некоторые положения своего учения. Помпонацци отвергает метафизическую природу разума. Отрицая существование разума вне отдельных людей, он приходит к центральной проблеме своей философии – о смерти и бессмертии души, которую он развивает в трактате «О бессмертии человеческой души»(1516).
    Помпонацци согласен с Аристотелем в том, что душа – это форма тела, материи. Отсюда Помпонацци делает вывод: смертность тела означает и распад его формы, т.е. смертность души, которая материальна, так же как и тело. О бессмертии души человека можно говорить лишь в плане ее отличия от души животных, ибо человеческая душа способна к размышлениям о самой себе и к логическому мышлению в форме общих понятий. Вот эти размышления и понятия остаются после жизни человека и таким образом делают его душу бессмертной.
    Помпонацци подчеркивал, что именно отказ от бессмертия в религиозном понимании соответствует подлинной природе человека, так как цели человеческой деятельности находятся не в потустороннем (загробном), а в посюстороннем (земном) мире. В этом заключается принципиальное возражение Пьетро Помпонацци его оппонентам, утверждавшим, что отказ от бессмертия души в смысле её отделения от умершего тела приводит к утрате понятия высшего назначения человека. Истинная добродетель, по мнению Помпонацци, не нуждается в награде и не строится на страхе, подлинно добродетельная душа является таковой не из-за обещания рая и не из-за боязни мучений в аду.
    Помпонацци пишет: «...действующий праведно, не ожидая никакой награды, кроме своей добродетели, поступает намного добродетельней и честней, нежели тот, кто ожидает сверх добродетели кокай-то еще награды... кто избегает порока из-за его гнусности, а не из страха наказания, положенного за порок... более достоин похвалы, нежели тот, кто избегает порока только из страха наказания... Поэтому, считающие душу смертной, гораздо лучше защищают добродетель, нежели те, кто полагает ее бессмертной. Ведь надежда на воздаяние и страх возмездия привносит в душу нечто рабское, что противоречит самим основаниям добродетели». Трактат «О бессмертии души» вызвал огромное количество протестов сторонников схоластического мышления и был публично сожжен в Венеции.
    Другие работы Помпонацци («О причинах явлений природы», «О судьбе, свободе воли, предопределении и божественном провидении») также вызвали недовольство схоластов-теологов и отразили новое гуманистическое содержание философии, которая больше не желала служить теологии.
    Помпонацци в своих сочинениях по новому ставит важнейшие богословские и философский вопросы: об отношении Бога к миру, а также о необходимости зла и об отношении зла и добра – и решает их в совершенно неприемлемом для религии ключе. Он рассуждает так: «Бог или правит миром или не правит. Если Он не правит миром, то Он не Бог, а если правит, то откуда такая жестокость? Если Бог сотворил все и является причиной каждого поступка, то почему за каждый конкретный греховный поступок отвечает человек, а не действительная причина – не Бог? Ведь именно Бог в конце концов склоняет человека ко греху».
    Помпонацци видит следующий выход из этого. Не надо представлять себе Бога как личность, ибо тогда Бог будет подобен, по выражению Помпонацци, «безумному отцу». Бог есть судьба, безличный фатум (тех же взглядов придерживался и Маккиавелли), природа, начало движения, поэтому Он не несет личной ответственности за существующее в мире зло. Бог не имеет свободной воли и потому не отвечает за зло в мире.
    Для Пьетро Помпонацци проблема оправдания существующего в мире зла не является неразрешимой. Он, как и многие люди во все века задается вопросом: откуда же берётся зло и почему добро никак не может его победить? На этот вечный вопрос у Помпонацци свой ответ: зло есть проявление противоречий в мире, а противоречия должны существовать, чтобы был порядок, гармония. Поэтому зло существует для оправдания целого, оно есть необходимая часть существующего в мире блага, добра. Религия если и нужна, то только для обуздания простого народа, который не просвещён и разум которого не развит, потому в народе нет другой формы обуздания своих страстей и другого способа самоутешения. Таким образом, для Помпонацци традиционные теологические истины не имеют ценности. Разум, мышление, интеллект человека определяют его душу и способны её обессмертить.
    Последователями аристотелизма Помпонацци стали Якоб Забарелла, Лучилио Вамини и др. Творчество Пьетро Помпонацци дало толчок и к развитию философского мышления Нового времени, когда освобождённый от средневекового догматизма человеческий разум создавал новое естествознание и опытные науки.

Литература

1. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения, М., 1980. С. 160–185

2. История философии в кратком изложении. М., 1994. С. 288–306

3. Рассел Б. История Западной философии. М., 1993. С. 7–21

Дата публикаци: 14.03.2008

Уважаемые читатели! Не забудьте поблагодарить автора статьи в ГОСТЕВОЙ. Также можете обсудить её на ФОРУМЕ.

Назад - вверх

 

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА


©Татьяна Николаевская. Альманах «Любомудры XXI века». nika–23062006.narod.ru. 2006–2008


Hosted by uCoz