&

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 1ЧАСОСЛОВ ВИКТОРИНА ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЛЮБОМУДРЫ
ХХI ВЕКА
ДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ НА «ЯНДЕКСЕ»

 

МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ: 1СЛОВА | КНИГИ | ЛЮДИ

     В разделе «Слова» «Моей энциклопедии» разъясняются термины и понятия, которые я использую в своих лекциях и которые либо отсутствуют в других энциклопедических источниках, либо данные там определения представляются мне слишком общими и нуждаются в дополнительных разъяснениях.

      Уважаемый гость! Если Вы зашли сюда из другого раздела, прошу меня извинить, но Вы не сможете попасть непосредственно в текст, поясняющий слово, ради которого Вы заглянули в «Мою энциклопедию» к сожалению, у меня не получаются «закладки». Но пока раздел только начат, слов немного и найти нужные легко слова расположены в алфавитном порядке.

 

ВНИМАНИЕ!
Энциклопедия недаром называется «моя» – я включаю в неё то, что хочу, и описываю так, как хочу.

 

Полезные ссылки: Философский энциклопедический словарь, Литературный энциклопедический словарь, Яндекс:словари, энциклопедии и справочники


Двоеверие – смешение мировоззрений и ценностей, чаще всего языческих и христианских. Д. – характерная черта древнерусской культуры. Синтез православного и языческого в средневековом славяно-русском сознании выражался как в мирном сосуществовании и даже взаимообогащении (о чём свидетельствует литература и искусство того времени) так и в явном противостоянии – например, в ересях.


Деизм – так называемая естественная религия, которая не требует воплощения в Церкви. Согласно деистическим учениям Бог Высший Разум, Высшее Начало, Великий Механик создав мир, вынужден подчиняться законам природы, которые сам же и создал. Деизм проповедует, что неизменны только законы природы физики и механики их не может изменить сам Создатель, законы же человеческие собщественные и государственные изменить может сам человек. Деистических взглядов придерживались французские просветители: Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо предвестники Великой Французской Революции.


Историзм – отражение реальных исторических событий в литературе и искусстве.
Термин И. был введен и разработан Д.С.Лихачевым. И. – характерная черта и определяющий принцип художественного метода древнерусской литературы.
Героями ДРЛ являются преимущественно реальные исторические лица – князья, правители государства, феодальная верхушка. И. определяется связью литературы с церковной и деловой письменностью. В ДРЛ почти отсутствует вымысел, даже «чудеса», о которых рассказывается в повествовании, не являются вымыслом древнерусского писателя, а лишь записью рассказов очевидцев. В описаниях «чудес» выражена специфика средневекового И. – ход и развитие исторических событий объясняется с религиозной точки зрений, действительность человек познает не только через органы чувств, но и благодаря божественному откровению, к которому причастен только христианин (см. символизм). Божье откровение позволяет человеку приобщиться к миру идеальному, символы которого скрыты в природе и самом человеке.
Связь с событиями истории в древнерусской литературе проникнута патриотическим и героическим пафосом и сопровождается прославлением моральной красоты русского человека, не щадящего жизни своей во славу Родины и блага соотечественников.


Категория – отправная точка познания. В философии К. – общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания. Философские К. сосредотачивают в себе результаты отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологичесских моментов в содержании научной мысли и представляют собой систему, к-рая строится на основе единства исторического и логического.
Первым учение о категориях разработал Аристотель, который в своём трактате – он так и называется «Категории» – обобщил попытки предшествующей философии выделить наиболее общие понятия о мире и способах его познания.


Магия – совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний с целью воздействия на природу, людей, животных, богов.


Онтология (от греч. онто (оntos) - сущее и логос (logose) - слово, закон, учение; слова, выстроенные в соответствие нормами - законами - грамматики, синтаксиса, стиля, рождают текст и создают учения, в которых фиксируется мудрость и посредством которых она предается от поколения к поколению; в учении выражают себя философия и другие науки) учение о бытии сущего как такового, о происхождении и бытии мира. Основоположниками О. являются древнегреческие философы элеаты. Аристотель называл О. первой философией.
Понятие "сущее" (онто) не всегда синоним мироздания природы и космоса. В богословии и религиозной онтологии высшее сущее это Бог. что не означает тождества высшего творящего сущего и тварного мира и бытия, хотя Бог есть его создатель и источник. Бог есть воплощение высшего духовного мира и бытия и управляет миром материальным чувственно воспринимаемых вещей, т.е. миром им сотворенным, созданным тварным (естественно это не касается пантеизма и деизма).
В феноменологии и экзистенциализме предметом О. является внутренний мир человека, мир духа, в котором и через который осуществляется способность человека самому создавать миры воображаемые, творческие.

Примечание. Напоминаю: эта энциклопедия - моя. Поэтому подробнее об ононтологии следует справиться в Философском энциклопедический словаре, а чтобы узнать, кто такие элеаты и что такое феноменология и экзистенциализм, заглянуть в него просто необходимо.


Пантеизм – обожествление сил природы; религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием.


Символизм (франц. simbolizme, от греч. symbolon – знак, символ) – европейское лит.-художественное направление... Далее см. Литературный энциклопедический словарь.

С. – специфическая черта художественного метода древнерусской литературы. Действительность человек познаёт не только при помощи органов чувств, но и благодаря духовному прозрению, которое удваивает мир – помимо мира реального (мира чувственно воспринимаемых вещей) существует мир идеальный. Христианин приобщается к идеальному миру через божественное откровение. Божественные символы идеального мира (замысел Творца) присутствуют в мире реальном (тварном) – в природе и самом человеке. Таким символом является СЛОВО, которое само по себе многозначно и может выражать отношение к миру в прямых и переносных значениях.
Культуру и книжное образование на Руси определяли богослужебные книги, соответственно, древнерусская литература проникнута религиозной христианской символикой. В С. древнерусской литературы также выражен феномен двоеверия – христианские символы в памятниках ДРЛ переплетаются с языческими и фольклорными.

 


Язычество – общее название первобытных религий, основанных на обожествлении явлений природы. Я. характеризуют политеизм (многобожие) и пантеизм.

 



ЧАСОСЛОВ
МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯь МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ МОИ ЛЕКЦИИ
Дополнительная помощь пользователю:  РУБРИКАТОР

 


©Татьяна Николаевская, "Моя энциклопедия"


BOOKLAND.RU - система поиска книг

Hosted by uCoz


Hosted by uCoz