&
В разделе «Слова» «Моей энциклопедии» разъясняются термины и понятия, которые я использую в своих лекциях и которые либо отсутствуют в других энциклопедических источниках, либо данные там определения представляются мне слишком общими и нуждаются в дополнительных разъяснениях.
Уважаемый гость! Если Вы зашли сюда из другого раздела, прошу меня извинить, но Вы не сможете попасть непосредственно в текст, поясняющий слово, ради которого Вы заглянули в «Мою энциклопедию» – к сожалению, у меня не получаются «закладки». Но пока раздел только начат, слов немного и найти нужные легко – слова расположены в алфавитном порядке.
ВНИМАНИЕ! |
Полезные
ссылки: Философский
энциклопедический словарь, Литературный
энциклопедический словарь, Яндекс:словари,
энциклопедии и справочники
Двоеверие – смешение мировоззрений и ценностей, чаще всего языческих и христианских. Д. – характерная черта древнерусской культуры. Синтез православного и языческого в средневековом славяно-русском сознании выражался как в мирном сосуществовании и даже взаимообогащении (о чём свидетельствует литература и искусство того времени) так и в явном противостоянии – например, в ересях.
Деизм – так называемая естественная религия, которая не требует воплощения в Церкви. Согласно деистическим учениям Бог – Высший Разум, Высшее Начало, Великий Механик – создав мир, вынужден подчиняться законам природы, которые сам же и создал. Деизм проповедует, что неизменны только законы природы – физики и механики – их не может изменить сам Создатель, законы же человеческие – собщественные и государственные – изменить может сам человек. Деистических взглядов придерживались французские просветители: Дидро, Вольтер, Монтескье, Руссо – предвестники Великой Французской Революции.
Историзм – отражение
реальных исторических событий в
литературе и искусстве.
Термин И. был введен и разработан
Д.С.Лихачевым. И. – характерная
черта и определяющий принцип
художественного метода
древнерусской литературы.
Героями ДРЛ являются
преимущественно реальные
исторические лица – князья,
правители государства, феодальная
верхушка. И. определяется связью
литературы с церковной и деловой
письменностью. В ДРЛ почти
отсутствует вымысел, даже «чудеса»,
о которых рассказывается в
повествовании, не являются
вымыслом древнерусского писателя,
а лишь записью рассказов очевидцев.
В описаниях «чудес» выражена
специфика средневекового И. – ход и
развитие исторических событий
объясняется с религиозной точки
зрений, действительность человек
познает не только через органы
чувств, но и благодаря
божественному откровению, к
которому причастен только
христианин (см. символизм). Божье
откровение позволяет человеку
приобщиться к миру идеальному,
символы которого скрыты в природе и
самом человеке.
Связь с событиями истории в
древнерусской литературе
проникнута патриотическим и
героическим пафосом и
сопровождается прославлением
моральной красоты русского
человека, не щадящего жизни своей
во славу Родины и блага
соотечественников.
Категория – отправная точка познания. В
философии К. – общее понятие,
отражающее наиболее существенные
связи и отношения реальной
действительности и познания.
Философские К. сосредотачивают в
себе результаты отдельных наук,
способствуют выделению и синтезу
мировоззренческих и
общеметодологичесских моментов в
содержании научной мысли и
представляют собой систему, к-рая
строится на основе единства
исторического и логического.
Первым учение о категориях
разработал Аристотель, который в
своём трактате – он так и
называется «Категории» – обобщил
попытки предшествующей философии
выделить наиболее общие понятия о
мире и способах его познания.
Магия – совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний с целью воздействия на природу, людей, животных, богов.
Онтология (от греч. онто (оntos) - сущее и
логос (logose) - слово, закон, учение; слова, выстроенные в
соответствие нормами - законами -
грамматики, синтаксиса, стиля,
рождают текст и создают учения, в
которых фиксируется мудрость и
посредством которых она предается
от поколения к поколению; в учении
выражают себя философия и другие
науки) – учение о бытии сущего как
такового, о происхождении и бытии
мира. Основоположниками О. являются
древнегреческие философы – элеаты.
Аристотель называл О. первой
философией.
Понятие "сущее" (онто)
не всегда синоним мироздания – природы и космоса. В
богословии и религиозной онтологии
высшее сущее – это Бог.
что не означает тождества высшего
творящего сущего и тварного мира и
бытия, хотя Бог есть его создатель и
источник. Бог есть воплощение
высшего духовного мира и бытия и
управляет миром материальным – чувственно
воспринимаемых вещей, т.е. миром им
сотворенным, созданным –
тварным (естественно это не
касается пантеизма и деизма).
В феноменологии и экзистенциализме
предметом О. является внутренний
мир человека, мир духа, в котором и
через который осуществляется
способность человека самому
создавать миры –
воображаемые, творческие.
Примечание. Напоминаю: эта энциклопедия - моя. Поэтому подробнее об ононтологии следует справиться в Философском энциклопедический словаре, а чтобы узнать, кто такие элеаты и что такое феноменология и экзистенциализм, заглянуть в него просто необходимо.
Пантеизм – обожествление сил природы; религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием.
Символизм (франц. simbolizme, от греч. symbolon – знак, символ) – европейское лит.-художественное направление... Далее см. Литературный энциклопедический словарь.
С. – специфическая черта
художественного метода
древнерусской литературы.
Действительность человек познаёт
не только при помощи органов
чувств, но и благодаря духовному
прозрению, которое удваивает мир –
помимо мира реального (мира
чувственно воспринимаемых вещей)
существует мир идеальный.
Христианин приобщается к
идеальному миру через божественное
откровение. Божественные символы
идеального мира (замысел Творца)
присутствуют в мире реальном
(тварном) – в природе и самом
человеке. Таким символом является
СЛОВО, которое само по себе
многозначно и может выражать
отношение к миру в прямых и
переносных значениях.
Культуру и книжное образование на
Руси определяли богослужебные
книги, соответственно,
древнерусская литература
проникнута религиозной
христианской символикой. В С.
древнерусской литературы
также выражен феномен двоеверия –
христианские символы в памятниках
ДРЛ переплетаются с языческими и
фольклорными.
Язычество – общее название первобытных религий, основанных на обожествлении явлений природы. Я. характеризуют политеизм (многобожие) и пантеизм.
МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯь | МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ | МОИ ЛЕКЦИИ |
Дополнительная помощь пользователю: РУБРИКАТОР |
©Татьяна Николаевская, "Моя энциклопедия"