&

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 1ЧАСОСЛОВ ВИКТОРИНА ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЛЮБОМУДРЫ
ХХI ВЕКА
ДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ НА «ЯНДЕКСЕ»

 

Уважаемый Гость, благодарю Вас за посещение моего - Татьяны Николаевской - персонального сайта.

КЛАДОВАЯ, ИЛИ МОЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ КАБИНЕТ

1СХЕМЫ | ШПАРГАЛКИ |  ПАМЯТКИ |  ТЕСТЫ | РАЗНОЕ

Схемы 2 и 3. Приложение к моему курсу лекций по философии

 

Все графические приложения к моим лекциям: СХЕМА 1. Наука философия. Структура философского знания | СХЕМЫ 2 и 3. Типы исторического мировоззрения. Философское мировоззрение | ЕЩЁ О МИРОВОЗЗРЕНИИ: антропоцентризм, космоцентризм, теоцентризм(иллюстрация)  | CХЕМА 4. Теория познания И.КАНТА (3 ступени познания) | СХЕМА 5. Философская система Гегеля

ПРИМЕЧАНИЯ

1.  Характеристики материализма «наивный», «стихийный» и «метафизически-механистический (или «метафизический» и «механистический») традиционны для советской философии, которая развивалась в рамках марксизма-ленинизма. Полагаю, что выбрасывать из истории философии какие-либо учения и концепции в корне неправильно и просто не корректно – ведь сейчас никто не заставляет принимать их в качестве истины в конечной инстанции.
     В качестве «наивного, стихийного материализма», предлагалось рассматривать философию досократиков – представителей милетской школы, Гераклита Эфесского и др. Однако трудно всё-таки показывать как материализм онтологию элеатов, которые вообще-то отождествляли мир с богом (может быть, поэтому элейскую школу и не включали в советские учебники – во всяком случае, не во все).
     Что касается «метафизическо-механистического материализма», то так определялся механицизм Нового времени и Просвещения – например, в философии Декарта и Ла Метри. В современной философской литературе такого рода определения и характеристики если и встречаются, то не часто. Я же не вижу смысла исключать
наивный и стихийный, метафизический и механистический из разновидностей материализма – такой подход к материализму обоснован и разработки советского времени вполне фундаментальны.
     Также хочу заметить, что мне даже странно выступать защитницей советской традиции, хотя бы потому, что при идеологическом главенстве марксизма-ленинизма моя диссертация о Достоевском как предтече экзистенциализма вряд ли могла бы быть защищена, да и вряд ли бы я стала вообще заниматься философией вне собственного дома. Однако (хотя бы во имя справедливости!) считаю необходимым вспомнить указанные «материализмы» и включить их в схему философского мировоззрения, тем более что авторы весьма распространенных сегодня учебников (не хочу называть), совсем забыли о «стихийности и наивности» и – правда, в меньшей степени – о «метафизической механистичности», т.е. о том, на чём строились учебники советского времени (к слову сказать, ими же и написанные – многие авторы советской эпохи продолжают с успехом работать, а их учебники издаются как и прежде огромными тиражами).

2. Что делать, если учение какого-либо философа (или твой собственный взгляд на мир) не укладываются в рамки исключительно идеализма или материализма? Спасёт дуализм – т.е. признание материи и духа (сознания, идеи, сверхъестественного) в качестве двух равноправных основ всего существующего.

 


&&&
Татьяна Николаевская
ЧАСОСЛОВ:   МОИ ЛЕКЦИИ s 1МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ s МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

В помощь гостю: РУБРИКАТОР - активные ссылки на все страницы программы "Часосолов".


© 2006-2007г., nika-23062006, Татьяна Николаевская

BOOKLAND.RU - система поиска книг



Hosted by uCoz