&
Схемы 2 и 3. Приложение к моему курсу лекций по философии
Все графические приложения к моим лекциям: СХЕМА 1. Наука философия. Структура философского знания | СХЕМЫ 2 и 3. Типы исторического мировоззрения. Философское мировоззрение | ЕЩЁ О МИРОВОЗЗРЕНИИ: антропоцентризм, космоцентризм, теоцентризм(иллюстрация) | CХЕМА 4. Теория познания И.КАНТА (3 ступени познания) | СХЕМА 5. Философская система Гегеля
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Характеристики
материализма «наивный», «стихийный»
и «метафизически-механистический
(или «метафизический» и «механистический»)
традиционны для советской
философии, которая развивалась в
рамках марксизма-ленинизма. Полагаю,
что выбрасывать из истории
философии какие-либо учения и
концепции в корне неправильно и
просто не корректно – ведь сейчас
никто не заставляет принимать их в
качестве истины в конечной
инстанции.
В качестве «наивного,
стихийного материализма»,
предлагалось
рассматривать философию
досократиков – представителей
милетской школы, Гераклита
Эфесского и др. Однако трудно
всё-таки показывать как
материализм онтологию элеатов,
которые вообще-то отождествляли
мир с богом (может быть, поэтому
элейскую школу и не включали в
советские учебники – во всяком
случае, не во все).
Что касается «метафизическо-механистического
материализма», то так определялся
механицизм Нового времени и
Просвещения – например, в
философии Декарта и Ла Метри. В
современной философской
литературе такого рода определения
и характеристики если и
встречаются, то не часто. Я же не
вижу смысла исключать наивный
и стихийный,
метафизический и механистический из
разновидностей материализма –
такой подход к материализму
обоснован и разработки советского
времени вполне фундаментальны.
Также хочу заметить, что мне
даже странно выступать защитницей
советской традиции, хотя бы потому,
что при идеологическом главенстве
марксизма-ленинизма моя
диссертация о Достоевском как
предтече экзистенциализма вряд ли
могла бы быть защищена, да и вряд ли
бы я стала вообще заниматься
философией вне собственного дома.
Однако (хотя бы во имя
справедливости!) считаю
необходимым вспомнить указанные «материализмы»
и включить их в схему философского
мировоззрения, тем более что авторы
весьма распространенных сегодня
учебников (не хочу называть), совсем
забыли о «стихийности и наивности»
и – правда, в меньшей степени – о «метафизической
механистичности», т.е. о том, на чём
строились учебники советского
времени (к слову сказать, ими же и
написанные – многие авторы
советской эпохи продолжают с
успехом работать, а их учебники
издаются как и прежде огромными
тиражами).
2. Что делать, если учение какого-либо философа (или твой собственный взгляд на мир) не укладываются в рамки исключительно идеализма или материализма? Спасёт дуализм – т.е. признание материи и духа (сознания, идеи, сверхъестественного) в качестве двух равноправных основ всего существующего.
&&&
Татьяна
Николаевская
ЧАСОСЛОВ:
МОИ ЛЕКЦИИ s
1МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ s
МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ
В помощь гостю: РУБРИКАТОР - активные ссылки на все страницы программы "Часосолов".
© 2006-2007г., nika-23062006, Татьяна Николаевская