Время завершения файла: 17:25 03.01.07

&

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА 1ЧАСОСЛОВ ВИКТОРИНА ПУТЕВОДИТЕЛЬ ЛЮБОМУДРЫ
ХХI ВЕКА
ДОСКА
ОБЪЯВЛЕНИЙ
ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА НОВОСТИ НА «ЯНДЕКСЕ»

 

МОИ ЛЕКЦИИ. ЛОГИКА

     Прежде чем начать, дорогие студенты, хочу вас предупредить: не всякая мозговая деятельность - есть мышление! Поэтому, чтобы разбудить именно мышление попробуйте решить логическо-лингвистическую задачу и оветить на вопросы по прошлому материалу - из философии. Ответы, если хотите, можете посылать по почте (NIKA-23062006@yandex.ru.). Выполнение заданий не на экзамене, а через сайт - только по желанию.

Задача

     В лесу появился Волшебник. Звери сбежались к нему с просьбами-желаниями. "Хорошо, - говорит Волшебник, - тебя вот, как зовут?" - "Заяц" - "Ладно,Заяц, я исполню два твоих желания. А тебя как зовут? Ёж? Ладно. Одно желание исполню. А тебя, как звать? Лисица? Тебе - три желания. Тебя? Лев? - Одно желание, у тебя, лев, исполнится!".
По какому общему признаку определял Волшебник количество желаний? Каким образом звери могли бы увеличить количество исполняемых желаний?

 


Вопросы на повторение пройденного

1. Кто является основоположником, или "отцом логики"? ("Отцом логики" назвал его Гегель)
2. Пользовался ли этот основоположник термином "логика", или как-то еще называл называл эту науку? Как именно?
3. Кто ввел термин "логика" и завершил формальную логику этого самого основоположника?

     Ответить на эти вопросы вам, дорогие мои студенты, поможет "Шпаргалка-вспоминалка" по философии. Что? Не сохранили? (Я говорю эти слова очень ехидно). Ну все! (Свирепею...) Кто не сохранил... загляните в КЛАДОВУЮ.
     Теперь можно приступить и к cамой лекции.

 


ЛЕКЦИЯ-МИНИМУМ
(только для моих заочников)

НАУКА-ЛОГИКА, ЕЁ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ

Категории темы: посылка, понятие, суждение, умозаключение, высказывание, индукция, дедукция

Полезная ссылка: Философский энциклопедический словарь

План лекции, или ЗАДАНИЕ 1:   Самостоятельно составьте план лекции. Напоминаю, сначала нужно прочесть лекцию, затем выделить и сформулировать рассмотренные в ней вопросы, пронумеровать их и расставить соответствущие цифры в тексте, а после заголовка оставить место, куда и внести план. Так что, если будете распечатывать лекцию, оставьте место для плана, а его можно вписать и от руки.

---------
      Логика - наука о мышлении, об общезначимых формах и средствах мысли, необходимых для рационального познания в любой области знания.
      Функции и задачи логики, которая со времен Канта* называется формальной:
а) каталогизация правильных способов рассуждений, т.е. рассуждений, позволяющих из истинных суждений-посылок получать истинные суждения-умозаключения;
б) создание теорий, в которых изучаются способы рассуждения, приемлемые для каждой теории; логические теории - это есть теории вывода (или теории логического вывода), к ним относятся: классические, интуиционистские, конструктивные, модальные и др.;
в) формализация теорий логического вывода - т.е. создание системы логических исчислений (форм, символов, знаков).
      Первые теоретические единицы логики, т.е. единицы мышления - формы, в которых выражается мысль, - это: понятие, суждение и умозаключение. Они являются общезначимыми формами мысли, или мышления, и важнейшей составляющей предмета логики - без понятий, суждений и умозаключений невозможна ни одна логическая теория ( ЗАДАНИЕ 2. Ниже даны краткие пояснения к этим терминам, необходимо дать более развернутые определения по учебнику или ФЭС )

Понятие - мысль, отражающая в обобщенный форме предметы и явления.
(Понятие может быть выражено одним словом, например, "логика" и это то же самое понятие, что и выраженное двумя словами "формальная логика". Но, например, "женская логика" - это уже другое понятие - вроде и не логика. Логика от пола не зависит, она не только наука о мышлении, но и сама суть мышления)

Суждение - это умственный акт, выражающий отношение, оценку мыслящего и говорящего к содержанию обсуждаемой мысли. Суждение состоит как минимум из двух понятий. Суждение - это также синоним "высказывания"
(Определение логики, содержит оценку, которую ей дали люди мыслящие и говорящие о ней: логика - это наука о мышлении...)

Умозаключение - умственное действие, связывающие в ряд причин (посылок) и следствий мысли различного содержания. Если умозаключение основано на истинных суждениях и отвергает ложные - это логический вывод.
("Мысли различного содержания" - истинные и ложные - позволяют определить насколько соответствует причина следствию, если не соответствует - это абсурд. Наше, данное в определении, суждение о логике содержит и умозаключение-вывод)

     Другой важнейшей составляющей логики являются общезначимые средства мысли, которые включают в себя:

1) правила образования понятий, суждений и умозаключений

(Например, правила грамматики. Понятия образовываются, исходя из общих правил словообразования - лексических, семантических, морфологических; суждения состоят из минимум двух понятий, и основываются на правилах синтаксиса - связи слов в словосочетании и предложении; умозаключение является выводом, исходящем из суждений - значит, также основывается на правилах синтаксиса. Но это только пример, основанный на современном состоянии языка и содержании его литературных норм. Вообще-то говоря, трудно с уверенностью сказать, что первично - грамматические или логические правила и нормы. В Библии сказано: "Сначала было СЛОВО". Это аргумент? В пользу чего - грамматических правил? Но "слово" по-гречески - "логос", а это и "слово", и "закон", и "учение". И "сначала было Слово" в нашей Библии - это перевод с греческого. Поэтому какие правила из каких исходят - вопрос сложный, даже, пожалуй, вечный.)

2) правила перехода от одних суждений и умозаключений к другим

3) законы мысли, объясняющие и оправдывающие такие правила.

(Примеров можно привести тьму, вот однин из них: сначала люди думали, что раз мы ходим по плоской поверхности земли, то и земля плоская, потом, что шарообразная, но не двигается и вообще - центр Вселенной, потом, наконец-то, что круглая, вращается вокруг своей оси, да еще и вокруг Солнца... Одни суждения и умозаключения сменяются другими, то, что было истиной вчера, сегодня - ложь... Так что же у людей в голове? Как объяснить, что человечество не успокаивается на достигнутых истинах? Логика выстраивает систему доказательств (аргументации), формулирует законы, по которым определяется истинность или ложность суждений и умозаключений, например, один из таких законов был сформулирован Аристотелем - это закон исключения третьего, т.е. верно только одно из двух высказываний.)

4) правила связи законов мысли и умозаключений в системы и теории

5) формализацию этих систем и теорий

      И формы и средства мышления выражаются через индукцию и дедукцию как в процессах мышления, так и в методах логического анализа.
Индукция - метод логического анализа от конкретного, единичного, частного к абстрактному, общему.
Дедукция - метод логического анализа от абстрактного, общего к конкретному, частному.

     Таким образом, логика представляет общие основания для корректности мысли в ходе рассуждений, выводов, доказательств и опровержений и является наукой о мышлении - и как метод анализа процессов мышления, и как метод (норма) мышления, постигающего истину.

---------

* Прошу вспомнить, кто такой Кант (поможет это сделать "Шпаргалка-вспоминалка" по философии и ФЭС).

Примечание к ЗАДАНИЮ 1: Попробовали составить план? Теперь кликните сюда.

ЗАДАНИЕ 2 (напоминаю):Что такое понятие, суждение, умозаключение, высказывание? Приведите примеры.

ЗАДАНИЕ 3: Что такое посылка? Придумайте примеры посылок.
А теперь посмотрите мой пример.

ПРИМЕЧАНИЕ. Эти задания только по материалам данной лекции. Вопросы к экзамену - в программе курса "ЛОГИКА". Вопросы на выбор можно взять или из программы, или по оглавлению учебника - вопросы в программе составлены в соответствие с содержанием имеющихся в библиотеке учебников, хотя формулировки вопросов могут и не дублировать название их глав и разделов. Если вы подготовили рефераты, можно воспользоваться формулировкой вопроса, который вы рассмотрели в реферате.
     Помните, что ответ должен быть кратким и содержательным, но в голове должно быть больше, чем вы сможете изложить во время ответа на экзамене. Все, что сочту нужным, я спрошу, вот тут-то и пригодится то, что хранится в ваших головах. Надеюсь, понятно, что в результате, мы кратко охватим не один и не два, а целый блок вопросов,исходящих из выбранного вами для устного ответа.

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Логика //Философский энциклопедический словарь М.,2004

 

В помощь пользователю: Рубрикатор - активные ссылки на все разделы и страницы программы "Часослов"

Вернуться на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


© Copyright 2007:Татьяна Николаевская. Мои лекции. Логика



Hosted by uCoz