ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА САЙТА

 

Тест 3. «Диалектический полукроссворд

Диалектика как мировоззрение, учение и метод


     Тест «Диалектический полукроссворд» содержит вопросы, на которые нужно ответить, выбрав один из предложнных вариантов, а также вопросы, ответ на которые нужно вписать в ячейки-клеточки, так же как при решении кроссворда. Так как тест содержит только элементы кроссворда, я назвала его полукроссвордом, а почему диалектическим – надеюсь, понятно из вопросов.
     У меня есть и настоящие философские кроссворды, но в данный момент опубликовать их не могу по техническим причинам. Тем не менее использование игровых заданий – не только кроссвордов – в учебным процессе считаю очень полезным и эффективным, а кроссворды по философии ( у меня также имеются кроссворды по культурологии, социологии, логике, политологии и культуре речи) считаю своим ноу-хау – во всяком случае, я подобных никогда не встречала.

     Данный тест невозможно выполнить на экране монитора – его следует распечатать. Проверить себя и посмотреть ответы на вопросы можно будет после выполнения теста – ссылка внизу, но обращаться к ней следует после самостоятельной работы над тестом.

JJJ
Будьте осторожны! Среди вариантов ответов встречается жуткая чушь из серии «не говори красиво».


1. Какое из высказываний наиболее полно отражает современное содержание понятия диалектики?

А) Диалектика есть всестороннее учение о развитии

Б) Диалектика есть умение развивать беседу, искусство спора

В) Диалектика есть системное учение о развитии мышления

2. С течением реки Гераклит Эфесский сравнивал

А) прерывистость движения

Б) постоянный ход развития

В) развитие населяющих водную среду микроорганизмов, приспосабливающихся к условиям, возникающим при движении водяных потоков

3. Самая сложная форма изменения и центральная категория диалектики
oooooooo

4. Различие, доведенное до предела, есть

А) противостояние               Б) становление

В) противоположность        Г) количественная разница

5. «С прибавление какого зерна, образуется куча? С выпадением какого волоса человек становится лысым?» так вопрошал Евбулид из Милета в V веке до н.э. и выразил таким образом проблему

А) зависимости массы от скорости

Б) взаимосвязи качества и количества

В) отношения бытия и сознания

6. В философию понятие “диалектика” ввёл oooooo

7.Гегель создал диалектическую систему -

А) идеалистистическую     Б) материалистическую

В) дуалистическую              Г) плюралистическую

8. Диалектика мира (объекта) выражается в диалектике мысли (субъекта). Реальные изменения (например, развитие в природе) следует определять как

А) объективную диалектику

Б) субъективную диалектику

В) естественную диалектику

9. Материалистическая диалектика основывается

А) на тождестве бытия и мышления

Б) на тождестве бытия и познания

В) на единстве бытия и мышления

Г) на единстве мнений

10. Устойчивая совокупность свойств вещи образует её oooooooo

11. Качество, количество, мера, сущность, явление, действительность, субъективное понятие, объект, идея – в какой части своей системы Гегель сформулировал эти категории?

А) в философии природы     Б) в логике     В) в философии свободного духа

12. Диалектическое отрицание – триединый процесс, его фазы:

1. oooooooooo

2. ooooooooo

3. ooooooooooo

13. Три основных закона диалектики:

1. ooooooooo ooooooooo

2. ooooooo oooooooooooooo ooooooooo o oooooooooooo

3. oooooooo o oooooo oooooooooooooooooo

14. Единичное и общее

А) реально существуют в природе    Б) существуют только в мышлении

В) существуют только в диалектическом мышлении

15. Форма мышления, выражающая “окостеневшие” истины и альтернативная диалектике – это  ooooooooo

16. Многообразные связи, отражающие “полярные” стороны бытия, в философском познании нашли выражение в  oooooo категориях:

единичное – ooooo

oooooo – единое

форма – oooooooooo

oooooooo – различие

качество – oooooooooo

ooooooo – сложное

часть – ooooo

oooooooo – бесконечное

явление – oooooooo

ooooooo – следствие

случайность – ooooooooooooo

ooooooooooo – действительность

17. Субъективизм – это

А) основополагающий принцип диалектики

Б) внутренняя альтернатива диалектики

В) внешняя альтернатива диалектики

Г) характеристика единичных предметов

18. Согласно какому принципу природные, общественные и психические явления возникают, развиваются и уничтожаются закономерно, в результате действия определённых причин?

А) субъективизма       Б) детерминизма       В) индетерминизма     

19. Отличие одного предмета от другого зафиксировано в понятии

А) количество        Б) скачок        В) развитие        Г) качество

19. Количественные изменения

А) устраняют бытие предмета, так как количество – это определенность

Б) не устраняют бытие предмета, хотя количество – это определённость

20. Вода при нагревании при увеличении количества градусов Цельсия до 100 – кипит и превращается в пар, при температуре ниже 0 вода превращается в лёд  – затвердевает. В обоих случаях качественная определённость данного вещества изменяется. Нижняя граница, в котором вода остаётся в жидком состоянии – 0 градусов Цельсия, верхняя – 100 градусов Цельсия. Интервал, в пределах которого сохряняется качественная определённость предмета, – это

А) скачок         Б) мера        В) объём        Г) разница        Д) грань

21. Переход количественных изменений в качественные или переход из одного качественного состояния в другое (в результате превышения oooo) –

А) скачок         Б) мера        В) объём        Г) грань

22. Русский философ В.Соловьев называет абстрактные категории рациональной европейской философии «отвлеченными началами» и считает, что абсолютизирование отвлеченного начала заводит философию в тупик. Этот тупик, по его мнению, наиболее очевиден в диалектическом учении

А) Шеллинга            Б) Гегеля         В) Спинозы

23. Какая мысль учения Спинозы о субстанции свидетельствует о диалектическом понимании им природы?

А) Субстанция бесконечна и совершенна, неподвижна и неизменна

Б) Субстанция бесконечна, существует сама по себе с необходимостью и содержит причину самой себя

     Напоминаю, с тестом следует работать так: сначала лучше ничем не пользоваться (попытайтесь обойтись без всяких шпаргалок и подсказок), если самостоятельно ответить на вопросы не получается, придётся воспользоваться справочными материалами (конспектами лекций, словарями, учебниками, надеюсь, пригодятся выбранные мной ссылки  – см. ниже), и только после проделанной самостоятельно работы, имеет смысл кликнуть СЮДА , чтобы свериться с ответами и сделать работу над ошибками (или убедиться, что таковых не имеется). Только при таких условиях тест будет выполнять образовательную функцию и в готовом виде служить дополнительным справочным источником.

 

Полезные ссылки

Философский энциклопедический словарь на сайте ZipSites.ru - Бесплатная электронная интернет библиотека. Скачать архивы сайтов и литературу (электронные книги, учебники и др.)

Яндекс.Словари: Новейший философский словарь

Николаевская Т.Е. Схемы - приложения к лекциям. СИСТЕМА ГЕГЕЛЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ ТЕСТА


&&&
Татьяна Николаевская
ЧАСОСЛОВ:   1МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ s МОИ ЛЕКЦИИ s МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯ

Дополнительная помощь пользователю:  РУБРИКАТОР


© Татьяна Николаевская. Дата публикации теста на сайте nika-23062006.narod.ru: 25 апреля 2008 года



Hosted by uCoz