Здесь я хочу дать пояснения к категориям темы "Славяно-русское язычество. Дохристианские верования древних славян" язычество, магия, культ, пантеизм – и на их примере показать, как работать с категориями к другим темам. Так, по ходу дела, я занимаюсь методическими вопросами: знаний может быть больше или меньше, информация накапливается и забывается, нужно уметь с ней работать; с некоторыми своими методами я и хочу познакомить читателей сайта, авось кому пригодится.

Категории темы – это ключевые понятия, о содержании которых следует справляться в словарях и энциклопедиях для лучшего понимания содержания лекции.
Начинать вникать в суть понятий и категорий (как и вообще в смысл слов, которыми приходится пользоваться) лучше всего с "Толкового словаря русского языка" под редакцией Ожегова и Шведовой: во-первых – и его может оказаться достаточным, а во-вторых – после простых и понятных объяснений (ведь словарь-то толковый!), научный язык специальных энциклопедий, словарей и справочников будет лучше восприниматься.
Полагаю, начать разбираться с категориями следует с этого самого словакатегория.

Из "Толкового словаря русского языка" под ред. Ожегова и Шведовой: «Категория – в философии: общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания»

Из Философского энциклопедического словаря: «Категории философии постоянно аккомулируют в себе результаты отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологичесских моментов в содержании научной мысли... и представляют собой систему, к-рая строится на основе единства исторического и логического...»

Впервые учение о категориях было разработано Аристотелем. В своём трактате, к-рый так и называется "Категории", древнегреческий философ обобщил попытки предшествующей философии выделить наиболее общие понятия о мире и способоах его познания. Текст книги, статьи, или вот лекции – это тоже мир, к-рый читателю или слушателю надо познать и понять. Слова, которые заключают в себе смысл основных категорий данной лекции, безусловно всем знакомы, но сразу вспомнить и чётко сформулировать, что есть язычество, магия и культ(не говоря уже о пантеизме), наверняка, смогут не все читатели сайта – вот тут и помогут словари, и не только специальные (философские, литературные, исторические), а – и даже прежде всего – толковые словари русского языка.

Из "Толкового словаря русского языка" под ред. Ожегова и Шведовой: «Язычество – общее название первобытных нетеистических религий, основанных на многобожии». Что, непонятно? Не ясно, что такое "нетеистическая религия"? Если так, значит надо выяснить, что такое теизм? - обратимся еще раз к "Толковому словарю": «Теизм – религиозно-философское учение о Боге как о существе, создавшем мир и управляющим им».
Понятно, что в языческие времена никакого целостного учения о едином Боге как о бесконечной божественной личности, по собственной свободной воле сотворившей мир и по собственной воле распоряжающейся им, быть не могло. Древнему человеку было не до размышлений о свободной воле – быть бы живу. Если все ещё непонятно, что языческое многобожие и есть нетеистическая религия, потому что не могла быть оформлена в богословское вероучение, философскую систему или религиозную конфессию, тогда вновь следует заглянуть в словарь, но уже в философский, или другую специальную литературу. Однако, по моим наблюдениям познавать нужно от простого к сложному, и если Ожегов и Шведова не смогли разъяснить смысл тех или иных слов, то усилия других не менее авторитетных авторов специальной литературы, боюсь, будут тщетны (речь, конечно, идёт о словах, которые будучи специальными прочно вошли в наш повседневный лексикон – язык книг, журналов, радио и телевидения, и, соответственно, наличиствуют в толковых словарях). Поэтому пояснения к остальным категориям, в первую очередь, даны по любимому мной "Толковому словарю русского языка" под редакцией С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:

«Магия – совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных, богов»

«Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим действием обряды»

«Пантеизм (спец.) – религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием»

К пантеизму дано пояснение - "спец", это значит, что это слово из специального языка – термин, понятный специалисту, столкнувшись с которым, не слишком подготовленный читатель скорей всего только толковыми словарями обойтись не сможет. Вот как в данном случае, наверняка, при анализе определения пантеизма, данного в "Толковом словаре" Ожегова, у многоих возникает вопрос: а правомерно ли вообще в данном контексте говорить о пантеизме? Ведь в лекции речь идет о древних языческих временах и о дофилософских взглядах на мир, когда пантеизм не мог быть выражен в форме философской системы или учения.
Язычник обожествлял силы природы и таким образом создавал первых богов. Философские же пантеистические учения изменяли, наполняли новым содержанием образы богов, которые уже существовали в тех или иных религиях, в том числе и в христианстве. Поэтому для оправдания, объяснения, почему в тексте лекции употребляются слова: пантеизм, пентеистический, пантеон, если еще не было науки философии, не было и теологии (богословия), и, соответственно не могло быть ни философских, ни религиозно-философских учений, необходимы дополнительные источники – специальные.Обратимся к одному из них.

Из словаря «Русская философия» под общей ред. Маслина: «Восточным славянам был свойственен такой тип осмысления действительности, когда природа обожествлялась во всем ее многообразии. Поэтому сущность представлений славянского язычества можно определить как многобожие с пантеистической окраской».

Для обозначения такого рода архаичных верований также используются термины антропоморфизм (наделение окружающего мира свойствами человека) и анимизм (вера в отделенных от тела духов, способных персонифицировать природные явления и объекты).

Полезная ссылка: Философский энциклопедический словарь



Hosted by uCoz

Вернуться к ЛЕКЦИИ 1

Вернуться к ПЕРЕЧЕНЮ ЛЕКЦИЙ

Вернуться на ГЛАВНУЮ СТРАНИЦУ

 


© Copyright:Татьяна Николаевская. История русской философии и культуры

Hosted by uCoz