Здесь я хочу дать
пояснения к категориям темы "Славяно-русское
язычество. Дохристианские
верования древних славян" – язычество, магия, культ, пантеизм
– и
на их примере показать, как
работать с категориями к другим
темам. Так, по ходу дела, я занимаюсь
методическими вопросами: знаний
может быть больше или меньше,
информация накапливается и
забывается, нужно уметь с ней
работать; с некоторыми своими
методами я и хочу познакомить
читателей сайта, авось кому
пригодится.
Категории темы – это
ключевые понятия, о содержании
которых следует справляться в
словарях и энциклопедиях для
лучшего понимания содержания
лекции.
Начинать вникать в суть понятий и
категорий (как и вообще в смысл слов,
которыми приходится пользоваться)
лучше всего с "Толкового словаря
русского языка" под редакцией
Ожегова и Шведовой: во-первых – и
его может оказаться достаточным, а
во-вторых – после простых и
понятных объяснений (ведь словарь-то
толковый!), научный язык
специальных энциклопедий, словарей
и справочников будет лучше
восприниматься.
Полагаю, начать разбираться с
категориями следует с этого самого
слова – категория.
Из "Толкового словаря русского языка" под ред. Ожегова и Шведовой: «Категория – в философии: общее понятие, отражающее наиболее существенные связи и отношения реальной действительности и познания»
Из Философского энциклопедического словаря: «Категории философии постоянно аккомулируют в себе результаты отдельных наук, способствуют выделению и синтезу мировоззренческих и общеметодологичесских моментов в содержании научной мысли... и представляют собой систему, к-рая строится на основе единства исторического и логического...»
Впервые учение о категориях было разработано Аристотелем. В своём трактате, к-рый так и называется "Категории", древнегреческий философ обобщил попытки предшествующей философии выделить наиболее общие понятия о мире и способоах его познания. Текст книги, статьи, или вот лекции – это тоже мир, к-рый читателю или слушателю надо познать и понять. Слова, которые заключают в себе смысл основных категорий данной лекции, безусловно всем знакомы, но сразу вспомнить и чётко сформулировать, что есть язычество, магия и культ(не говоря уже о пантеизме), наверняка, смогут не все читатели сайта – вот тут и помогут словари, и не только специальные (философские, литературные, исторические), а – и даже прежде всего – толковые словари русского языка.
Из "Толкового
словаря русского языка" под ред.
Ожегова и Шведовой: «Язычество –
общее название
первобытных нетеистических
религий, основанных на многобожии».
Что, непонятно? Не
ясно, что такое "нетеистическая
религия"? Если так, значит надо
выяснить, что такое теизм? -
обратимся еще раз к "Толковому
словарю": «Теизм –
религиозно-философское учение о
Боге как о существе, создавшем мир и
управляющим им».
Понятно, что в
языческие времена никакого
целостного учения о едином Боге как
о бесконечной божественной
личности, по собственной свободной
воле сотворившей мир и по
собственной воле распоряжающейся
им, быть не могло. Древнему человеку
было не до размышлений о свободной
воле – быть бы живу. Если все ещё
непонятно, что языческое
многобожие и есть нетеистическая
религия, потому что не могла быть
оформлена в богословское
вероучение, философскую систему
или религиозную конфессию, тогда
вновь следует заглянуть в словарь,
но уже в философский, или другую
специальную литературу. Однако, по
моим наблюдениям познавать нужно
от простого к сложному, и если
Ожегов и Шведова не смогли
разъяснить смысл тех или иных слов,
то усилия других не менее
авторитетных авторов специальной
литературы, боюсь, будут тщетны
(речь, конечно, идёт о словах,
которые будучи специальными прочно
вошли в наш повседневный лексикон
– язык книг, журналов, радио и
телевидения, и, соответственно,
наличиствуют в толковых словарях).
Поэтому пояснения к остальным
категориям, в первую очередь, даны
по любимому мной "Толковому словарю
русского языка" под редакцией
С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой:
«Магия – совокупность считающихся чудодейственными обрядов и заклинаний, призванных воздействовать на природу, людей, животных, богов»
«Культ – в религии: служение божеству и связанные с этим действием обряды»
«Пантеизм (спец.) – религиозно-философское учение, отождествляющее бога с природой, со всем мирозданием»
К пантеизму дано
пояснение - "спец", это значит,
что это слово из специального языка –
термин, понятный специалисту, столкнувшись с которым, не
слишком подготовленный читатель
скорей всего только толковыми
словарями обойтись не сможет. Вот
как в данном случае, наверняка, при анализе
определения пантеизма, данного в
"Толковом словаре" Ожегова,
у многоих возникает вопрос:
а правомерно ли вообще в данном
контексте говорить о пантеизме?
Ведь в лекции речь идет о древних
языческих временах и о
дофилософских взглядах на мир,
когда пантеизм не мог быть выражен
в форме философской системы или
учения. Из словаря
«Русская философия» под общей ред.
Маслина: «Восточным
славянам был свойственен такой тип
осмысления действительности, когда
природа обожествлялась во всем ее
многообразии. Поэтому сущность
представлений славянского
язычества можно определить как
многобожие с пантеистической
окраской». Для обозначения такого
рода архаичных верований также
используются термины антропоморфизм
(наделение окружающего мира
свойствами человека) и анимизм
(вера в отделенных от тела духов,
способных персонифицировать
природные явления и объекты). Полезная
ссылка: Философский
энциклопедический словарь
Язычник обожествлял силы природы и
таким образом создавал первых
богов. Философские же
пантеистические учения изменяли,
наполняли новым содержанием образы
богов, которые уже существовали в
тех или иных религиях, в том числе и
в христианстве. Поэтому для
оправдания, объяснения, почему в
тексте лекции употребляются слова: пантеизм,
пентеистический, пантеон, если
еще не было науки философии, не было
и теологии (богословия), и,
соответственно не могло быть ни
философских, ни
религиозно-философских учений,
необходимы дополнительные
источники – специальные.Обратимся к одному из них.