&

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА ЧАСОСЛОВь ПУТЕВОДИТЕЛЬ ДОСКА ОБЪЯВЛЕНИЙ ФОРУМ ГОСТЕВАЯ КНИГА

 

Уважаемый Гость! Приветствую Вас на своём – Татьяны Николаевской – персональном сайте и благодарю за его посещение.

РАЗНОЕ
Из моих лекций и статей – стр.1, 2

 

©Татьяна Николаевская

В.В. Зеньковский о направлениях русской философии ХVIII века

     Мировоззрение ХVIII века характеризует насыщенность и разнообразие философских интересов, духовных поисков и теоретических построений. Дифференцировать конкретные философские направления в этот период достаточно сложно. Однако историк русской философии Василий Васильевич Зеньковский, анализируя мировоззрение ХVIII столетия, выделяет три взаимосвязанных направления.*

  1. Вольтерьянство, развившееся в результате необычайной популярности сочинений Вольтера, особенно его романов, и породившее образ вольнодумца как в реальной жизни, так и в литературе. Характерными чертами вольтерьянства были скептицизм, неприятие невежества и ханжества, критика общественных устоев, протест против социальной несправедливости. Эти черты нашли отражение в сочинениях Лопухина (раннее творчество), Фонфизина, Радищева. Впоследствии вольтерьянство оформилось в идейный радикализм, представителями которого были Галицин, Сумароков, Дашкова, также декабристы Пестель, А.Ф.Бестужев, М.П.Бестужев-Рюмин, а в середине уже Х1Х в. Петрашевский и Чернышевский.

  2. Просветительство или русский гуманизм – течение, обуславливаемое потребностями общества создать новую идеологию, основываясь на гуманистических социальных концепциях европейского Возрождения и Просвещения. Но эта идеология должна быть разработана в естественном праве на российской национальной почве. Просветительство характеризует интерес к романам-утопиям. «Остров Утопия» Мора и «Путешествие Телемака» Финелона, вызвали ряд подражаний, среди которых «Путешествие в Офирскую землю» М.М.Щербатова, где представлен идеал будущей России. Утопическая мечтательность в русском гуманизме сочетается с острой критикой действительности в творчестве Д.И.Фонфизина, И.А.Новикова, А.Н.Радищева.

  3. Религиозно-философское направление, которое идет по пути секуляризации, но отделяется лишь от церкви, а не от христианства. Выдающимся представителем этого течения был М.В.Ломоносов, творчество которого представляет замечательный «опыт объединения принципов науки и религии«. В религиозно-философском течении Зеньковский выделяет масонство, объединившее людей, ищущих выражения «религиозных запросов» вне церкви и противостоящих атеизму. В масонстве мистика переплетаются с некоей оккультной натурфилософией, в основе которой идея о «поврежденности»природы, вследствие первородного греха. «Задача познания заключается в том, чтобы, расторгнув сотканный падением покров тленности, извлечь видимую оболочку Духа Натуры, вещество, из коего создадутся новые небо и земля». Масонами были С.И.Гамалея, И.А.Новиков, И.Г.Шварц, И.В.Лопухин.

_____________________________________________________________________________________________

* См. Зеньковский В.В. История русской философии: в 2-х тт. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999. Т.1. С.91-127.

©Татьяна Николаевская



Просвещение в России. Антропологизм и социальная философия Радищева

     Просвещение в России как идеологическое течение, отразившее общеевропейские черты, складывается во второй половине ХVIII века и продолжает существовать до крестьянской реформы 1861 г., когда основные социально-политические цели были достигнуты (традиции Просвещения сохраняется вплоть до 20-х годов ХХвека). Но идея просвещения в плане развития образования, распространения и популяризации философского и научного знания в сочетании с дидактичностью (поучительностью) – еще одной характерной чертой русской философской мысли и литературы, восходящей к древнерусской традиции – пронизывает творчество практически всех мыслителей ХVIII столетия. И Феофан Прокопович, и Григорий Сковорода, и Ломоносов, и Радищев, и другие выдающиеся деятели русской науки, философии и литературы несли обществу свет знания. Много сделал для просвещения образования различных социальных слоев Иван Алексеевич Новикoв – писатель, публицист, издатель. Новиков выпускал целые серии дешевых книг в мягких обложках, которые книгоноши распространяли в маленьких городках и селах среди мещан, купцов, крестьян, в том числе и крепостных, иногда даже обучая людей грамоте.
     Центральной в творчестве философов-просветителей, многие из которых были писателями, стала тема человека. Размышления о природе человека, его жизни и смерти, отношениях с обществом и государством характеризуют мировоззрение А.Н.Радищева, Я.П.Козельского, И.А.Новикова и др. Среди наиболее значительных сочинений, раскрывающих эту тему, трактат Радищева «О человеке, его смертности и бессмертии» (1792-1796). Главный вопрос, который исследует Радищев: бессмертна ли человеческая душа и в каких формах возможно ее существование после смерти? Разрешению этого вопроса подчинена организация многообразной структуры философских сюжетов (онтологических, логических, этических и социальных), содержащихся в трактате.
     Радищев рассматривает человека в онтологическом единстве с природой, как вершину ее развития, «шествия», «венец сложений веществ».Очевидно влияние на Радищева Николая Кузанского и Джордано Бруно, космологии и натурфилософии Нового времени. Человека Радищев представляет как «микрокосм», «сродственника вселенной». В его философии представлены различные стороны антропологизма. В трактате «О человеке…» рассмотрена деятельность человека по отношению к природе и к обществу, охарактеризованы основные этапы человеческой жизни с биологической точки зрения: «предрождественное» (эмбриональное) состояние, «взрослое состояние» и старение. На последнем этапе, в старости, вопрос, что будет после смерти, встает особенно остро. Радищев считает, что различия между жизнью и смертью не так уж и велики. Смерть исчерпывает лишь земной путь человека. Радищев, опираясь «на принцип непрерывности» Лейбница, выводит «закон сохранения духовной энергии», согласно которому сознание человека бессмертно. Но достижение этого бессмертия возможно лишь в результате духовного совершенствование человека в процессе земной жизни, когда он делает выбор между «физическим» и «нравственным» началами. Выбор этот возможен и необходим, несмотря на взаимодействие этих начал, их обязательное присутствие в человеке, ибо «качества, приписанные духу и вещественности совокупны». Взгляды Радищева на бессмертие близки спиритуалистическим, но его выводы не носят абсолютного утверждающего характера. Согласно Радищеву, духовное бестелесное вечное существование возможно, допустимо как с религиозной, так и естественнонаучной точки зрения.
     Деятелями Просвещения в сочинениях по антропологии, этике, социальной философии, а также в художественных произведениях была поднята проблема крепостного права, без разрешения которой были невозможны демократические реформы и создание гражданского общества. Концептуальной книгой, где особенно остро был поставлен крестьянский вопрос, безусловно, является «Путешествие из Петербурга в Москву». Радищев образно и страстно повествует о невозможности существования человека в условиях крепостной зависимости, раскрывает преступную природу крепостничества как социального зла, видя в рабстве национальную трагедию России. Освобождение крестьян останется актуальной темой в философско-общественной мысли ХIХ столетия и определит основные задачи социальной программы декабристов.


©Татьяна Николаевская

Декабристы. Философия и социология

    Декабристское движение отразило как социально-политические конфликты и общественные взгляды, так и философские интересы и поиски своей эпохи, в первую очередь, образованного дворянства. Огромное значение для выработки политической программы декабристов, которую предполагалось реализовать в случае успеха восстания 1825 года, имели сочинения французских просветителей: Монтескье, Вольтера, Руссо, и других мыслителей, чье творчество, выражало дух свободы, охвативший Европу и Америку. В первую очередь декабристы требовали отмены крепостного права, которое в странах Европы уже было устранено. Остальные же социально-политические цели декабристов были близки требованиям, декларируемым французскими революционерами: конституция, ограничение или полное упразднение монархии, установление республики. Авторами наиболее известных проектов социального переустройства России были: П.И. Пестель, который видел будущее российского государства в республиканском строе, и Н.М. Муравьев – сторонник конституционной монархии.
     В мировоззрении декабристов можно выделить следующие направления: религиозное (идеалистическое) и материалистическое. Религиозное или теистическое направление представляют В.К.Кюхельбеккер, М.С.Лунин, М.А.Фонфизин и другие, составившие в Сибири кружок, которым руководил П.Бобрищев-Пушкин. Католик Лунин, совмещающий последовательный теизм с крайним политическим радикализмом, усматривал задачу философии в определении границ разума – «пределов, от которых и до которых человеческий ум может сам собою идти» – божественными истинами "беспредельного Писания"».1 Протестант Кюхельбеккер выделял значение универсализма христианства, которое призвано объединить народы восточной и западной Европы, а не разъединять их на основе конфессиональной принадлежности. Фонфизин в ссылке написал работу «Обзор философских систем», где изложил историю философии от античности до Гегеля, которого он высоко ценил, хотя и упрекал за недооценку славянского мира. Предмет и задачу философии он рассматривал также с позиций христианского теизма: философия должна «приготовить сердечную почву к принятию семян веры, возбудив в человеке желания самопознания и представив ему идеал того, чем он быть должен».2
     Материалистическое направление развивали в своем мировоззрении Н.А.Крюков, А.П.Барятинский, В.Ф.Раевский, П.И.Борисов и др. Они были приверженцами атомизма. Большое влияние на развитие материализма в философии декабристов оказали Декарт, Локк, и особенно Ломоносов. Как и великий русский ученый, декабристы считали, что в основе вселенной – мельчайшие частицы («корпускулы», «единицы», молекулы, атомы). В философии И.Д.Якушкина большое внимание уделяется антропологическим вопросам. Его работа «Что такое человек?» посвящена исследованию проблемы существования человека в мире природы, возможностей человеческого разума, границ познания. Крюков в «Философских записях» также обращается к возможностям человеческого познания. Придерживаясь сенсуализма, Крюков рассматривает такие способности человека как память, впечатление, воображение, а также их значение для постижения истины. «Чувствование» и разум, открывающие истину при помощи естественных наук, проникающих в природу вещей, по мнению Крюкова, дают возможность народу освободиться от невежества, чем подрывает несправедливые социальные устои. Законы природы не предусматривают сословных различий – они не являются природными, естественными, установленными свыше и в силах человека их устранить. Таким образом, декабристы, поднимая проблемы космологии и естествознания, развивают свои гуманистические взгляды и подчеркивают социальную значимость философии.
     Бесспорно влияние декабристов на всю русскую культуру, особенно на развитие философско-общественной мысли и на литературу. Но непосредственное влияние их творчество и политическая деятельность оказали на формирование социальных и философских взглядов славянофилов и западников, хотя в целом реформаторские проекты декабристов были подвергнуты критике как с той, так и с другой стороны.

_____________________________________________________________________________________________

1 Избр. соц.-полит. и филос. соч. декабристов: в 3-х тт.; М., 1951. Т.З. С.184
2 Там же. Т.1 С.385

©Татьяна Николаевская



Славянофилы и западники

     Одним из наиболее значимых событий в истории философско-общественной мысли России 40-х – 50-х гг. явились идейные столкновения между двумя противостоящими направлениями русской философии и идеологии – славянофильством и западничеством.
Одним из главных предметов конфликта славянофилов и западников явилось отношение к петровским реформам и к западноевропейским науке и просвещению, но объединяло деятелей славянофильства и западничества одно: и те и другие считали важнейшей задачей просвещение русского народа, приобщение людей разных сословий к ценностям мировой культуры. И славянофилы, и западники стремились поднять уровень науки и образования в России и таким образом создать просвещённое, и поэтому могущественное государство.
     Славянофилы придерживались мысли, что России принадлежит великая миссия заложить основы нового общеевропейского просвещения. Они выдвинули концепцию особой национальной или «народной» науки, которая была призвана обновить и Западную Европу, и Россию, опираясь на православные христианские ценности. Именно православие является той религией, которая, по мнению славянофилов, обладает подлинной свободой духа и способствует реализации творческих устремлений человека. Духу православия соответствует также соборное сознание и истинное бескорыстие и сострадание ко всему живому. Западному же религиозному мировоззрению, по мнению славянофилов, присущ индивидуализм и эгоизм, ведущий общество к разобщенности и утилитаризму. Философские идеи славянофильства были разработаны, главным образом, в сочинениях И.В.Киреевского (»О характере просвещения Европы и его отношения к просвещению России», «О необходимости новых начал для философии»), А.С.Хомякова (»По поводу статьи Киреевского «О необходимости новых начал для философии», «Письма о современной философии») и И.В Аксакова.
В 60-е гг. философские идеи славянофильства получили развитие в творчестве представителей почвенничества – Достоевского, Григорьева, Страхова, а в 70-е гг. – в работах Данилевского и Константина Леонтьева.
     Важнейшим из теоретических источников философских идей западников являются «Философические письма» Чаадаева. Западники отвергали существование какой-то особенной русской или любой другой национальной науки. Наука, просвещение, образование, философия, как и другие формы общественного сознания, проходят в своем становлении сходные этапы и стадии культурно-исторического процесса, ведомые разумом, который не знает расовых различий. Западники рассматривали соотношение общечеловеческого и национального в истории с точки зрения единства человечества и общих закономерностей его исторического развития. Наиболее видными представителями западничества были: А.И.Герцен, Н.П.Огарев, Н.В.Станкевич, В.Г.Белинский, составляющие, так называемый «левый» радикальный лагерь; В.П.Боткин, Е.Ф.Корш и др.- «правые», а также Т.Н.Грановский, придерживающийся центристских позиций до ссоры с Герценым в 1848 г.
    Историческое значение дискуссий 40-х-50-х гг. нашло выражение в общественной и идеологической мысли всех последующих десятилетий Х1Х и начале ХХ века – прежде всего, в почвенническом движении и политических концепциях либералов и радикалов.


 


Н. Ф. Федоров. Философия общего дела

     Федоров Николай Федорович (1829-1903) – основоположник русского космизма, мыслитель-утопист, выдвинувший концепцию «Общего дела» – «дела сынов», заключающегося в воскрешении всех умерших («отцов»), достижения бессмертия живущих и совершенствования Вселенной – ее преображения в Царствие Божие, в рай – во исполнение благой вести христианства. Главная тема и задача Федорова – победа над смертью, в которой сосредоточено все зло мира. Преодоление смерти означает торжество человека над слепыми враждебными силами природы, от которых он пока зависим. Основная цель человечества по Федорову – воскрешение мертвых («патрификация»), их телесное восстановление и совершенствование, по образу и подобию Бога (например, люди, согласно Федорову, должны будут уметь летать, свободно перемещаться среди небесных светил и планет, управлять космической энергией). Смыслом творчества людей должна стать регуляция сил природы, в целях их использования для восстановления умершего, бывшего. Федоров претендовал на изменение космических процессов, которые должны быть направлены на воскресение «бывшего», «умершего», а не на рождение «нового», которое изначально несет в себе смерть. Поэтому женщина, как источник рождения, являлась, по Федорову, и носительницей смерти.
     Социальные взгляды Федорова представляют собой синтез религиозно-утопической мечтательности и радикального монархизма. Образцом для человеческого общества должна быть Троица, которая объединена совершенной Божественной любовью. Новым обществом должно управлять Самодержавие, которое Федоров понимал как власть над силами природы, над космическими процессами. Самодержавие также должно выполнять функции душеприказчика всех живых и умерших.
     Философия общего дела вызвала самые разнообразные реакции и попытки интерпретации его творчества. При всей фантастичности концепции общего дела, Николай Федоров оказал значительное влияние на развитие последующей философской мысли. В понимании и развитии взглядов и идей Федорова можно выделить два направления: религиозно-богословское, которое представлено в сочинениях В.С.Соловьева, Н.А.Бердяева, В.В.Зеньковского (и ряда других русских религиозных философов), и естественно-научное – космизм, который развивали Н.А.Умов, К.Э.Циолковский, Вернадский и А.Л.Чижевский.
     Владевшее умами мыслителей прошлого столетия, наследие Николая Фёдорова и в нынешние времена являет собой богатейший материал для исследования и могло бы быть востребованно не только в области философии, но также литературы и исскусства. Сегодня – в ХХ1 веке – остается только удивляться полёту мысли и дару предвидения Николая Федорова, который по сути предвосхитил кланирование.Фантастическая картина будущего, воссозданная в творчестве Фёдорова, вполне могла бы стать основой киносценария или даже пьесы. Его биография также достойна освещения в художественном произведении – литературы, театра, кино... Воистину, нет пророка в своём отечестве! Тем не менее среди современных исследователей наследия Федорова следует выделить С.Г.Семенову, внесшую значительный вклад не только в научный анализ, но и в популяризацию творчества этого замечательного русского философа, мечтателя и провидца.



Владимир Соловьев. Всеединство

     Владимир Сергеевич Соловьев, сын известного историка Сергея Соловьева, подвергал критике натурализм Федорова, понимающего воскресение как материальное, молекулярное восстановление тел. Для Соловьева идея воскресения есть, прежде всего, воскрешение нравственного духовного начала человечества, а не возвращение к биологической жизни всего его личного состава.
     К тому же, по Федорову женщина - источник темных греховных сил и стихий и воплощение смерти. Она несет в себе способность рождать новое, обреченное на гибель. А для Соловьева в образе Вечной Женственности - Софии - является мудрость, любовь, добро и красота. Этому образу Соловьев посвятил поэму "Три свидания" (1899-1900), написанную незадолго до смерти. Тем не менее, не следует сводить тему добра, любви и красоты в философии Соловьева лишь к "женскому вопросу".      Философско-религиозная концепция Соловьёва выражает всеобщее, соборное стремление человечества к Богу через любовь, в том числе и человеческую (человека к человеку), высшая форма которой - альтруизм (благотворительность). Центральной темой творчества Соловьева является воссоединение - всеединство - христианских церквей. Всеединство для Соловьева - главное орудие построения всеохватывающей философской системы, замысел которой наиболее полно представлен в его итоговой книге "Оправдание добра" (1897).
     Всеединство также обуславливает развитие основного метода и конструктивного принципа В.Соловьева - критику "отвлеченных" или "отрицательных начал", т.е. абстрактных идей, под которыми Соловьев понимает практически все понятия и категории, достигнутые предшествующим философским знанием. Категории абстрактной "умозрительной" философии, по мнению Соловьева, выражают не сущее философского предмета, а лишь его предикаты. Таким образом, происходит подмена, т.е. отрицание предмета его предикатами и свойствами, что уводит от познания Божественной истины, заключающейся в добре, любви и красоте. При помощи критики отрицательных начал (или абстрактных идей и понятий, оторванных от жизненных начал и конкретных жизненных духовных проблем и потребностей) Соловьев указывает на эту тенденцию подмены истины и, опираясь на метод "органического синтеза", выстраивает гармоничную систему положительных начал - божественных и человеческих: Бог, добро, любовь, красота, творчество. Без любви, добра и красоты нет и не может быть истины. Стремление человека к постижению и достижени. истины выражается в творчестве.
     Бытие, по Соловьеву, только предикат сущего - Бога - Абсолютного, Сверхсущего. Абсолютное является Всеединым Сущим. Всеединство - это сущность Бога, она сверхбытийна. Если же Всеединство рассматривать как бытийный принцип - как рациональную, абстрактную категорию бытия - оно становится отвлеченным отрицательным началом, или же "чистым бытием", т.е. ничем. Отрицательное всеединство, считает Соловьев, олицетворяет "принцип Гегеля", а гегелевский абсолют, по мнению Соловьева, - это дьявол.
     Соловьев отделяет познание от творчества; любовь к мудрости - философия - выступает у него в своем буквальном смысле. Ее задача выявить в человеке способность к теургии - сотворчеству с Богом. Человек, по Соловьеву, - теург, "творец нетленной красоты". Так как человек является одновременно тварью и творцом и может, в отличие от других созданий, выбирать, то выбравшего "положительные" начала и реализовавшего способность творить по законам добра и красоты, Соловьев называет Богочеловеком или Теургом. Способность к творчеству определяет божественную природу человека, выделяет его в мире природы.
     Социальная тема философии Соловьева реализовалась в утопии о союзе Папы Римского с русским православным царем, который конституционно обусловит развитие богочеловеческого дела, заключающегося в создании "нетленной красоты". В стремлении Соловьева привлечь к управлению мирскими делами Папу, а не Патриарха, очевидна важнейшая задача философии Всеединства: примирение, объединение всех христиан и христианских конфессий.
     Философия Владимира Соловьева положила начало возникновению систем в русской мысли - в творчестве братьев Трубецких, Несмелова, Тареева, Карсавина и др.- в которых Всеединство выступает как основная категория или основополагающий принцип.
     Владимир Соловьев также является основоположником Русской идеи (именно он ввёл этот термин), разработанной в творчестве мыслителей Русского Ренессанса: Франка, Бердяева, Лосева, Ильина. Соловьев также оказал влияние на П.А.Флоренского, С.Булгакова, Н.О.Лосского и В.В. Зеньковского - т.е. на фактически на всю русскую философию ХХ века, хотя в первую очередь на развивающуся в эмиграции.

Татьяна Николаевская



стр.1, 2


&&&
Татьяна Николаевская
ЧАСОСЛОВ:   1МОИ УНИВЕРСИТЕТЫ s МОЯ ЭНЦИКЛОПЕДИЯsМОИ ЛЕКЦИИ

Дополнительная помощь пользователю:  РУБРИКАТОР

 


© Copyright: Татьяна Николаевская. «Мои университеты», 2006-2007


BOOKLAND.RU - система поиска книг



Hosted by uCoz