Об онтологическом и идеологическом содержании «Повести временных лет»

        
     Известно, что русская философская мысль носит онтологический характер – писали об этом и Франк, и Бердяев, и Ильин, и многие другие. Характер этот складывался и развивался веками вместе с идеологическими запросами общества. Вопросы сущности как сути существования мира и человека волновали нас гораздо больше, чем вопросы метода познания (по крайней мере, вторые никогда не выдвигались на первое место).
     Свидетельствуют об этом и «преданья старины глубокой» – памятники древнерусской литературы, в том числе и один из самых известных – вошедшая в сокровищницу мировой литературы «Повесть временных лет», созданная в первые десятилетия XII века. Если основной и вечный вопрос философии (он же онтологический вопрос) – откуда произошел мир и человек? – с принятием христианства был на Руси разрешен: все создано Богом, – и нам не пришлось пройти путь греческой философии природы (во всяком случае, о целостном, близком к научному, мировоззрении древнегреческих «физиков» и речи быть не может), то вопрос о происхождении Русской Земли оставался открытым – Библия и сочинения Отцов Церкви не давали на него ответа.
     Создатели «Повести временных лет» уже были христианами и их задачей было связать возникновение Руси с божественной историей и религиозной концепцией происхождения мира. Поэтому «Повесть» начинается с библейского сюжета – с легенды о Ноевом ковчеге. Согласно Библии, после потопа дети Ноя разбрелись по свету и стали родоначальниками разных народов. Славяне – потомки Яфета. Так и началась история славянства, а значит, и русского народа, и Русской земли.
         В повести также рассказывается, что впоследствии на этой земле происходило: как был основан Киев, о путешествии апостола Андрея «из варяг в греки» по Днепру и Волхву, о создании славянской азбуки, о взятии князем Олегом Царьграда и его смерти, о княжении Игоря и мести Ольги за его смерть, о военных походах Святослава, о Крещении Владимира, о завещании Ярослава Мудрого сыновьям, а также о многих других событиях, отражающих историческую судьбу нашей Родины от V-VI века до начала ХII.
        Многие из этих все эти сюжеты были востребованы не только историками и литературоведами, но и легли в основу многих художественных произведений – и литературы, и других видов искусств. Читатели 19 века замирали от страха, читая «Кикимору» Вельтмана, и покатывались со смеху над пародийной поэмой А.К.Толстого «История государства Российского».
     «Повесть временных лет» вошла в состав всех летописных сводов ДРЛ и безусловно оказала влияние на последующее развитие древнерусской и русской литературы, и вообще культуры – а значит, философии и идеологии.
     Европейские народы представлены в «Повести» как единая семья, славянские народы – её полноправные члены. Несмотря на впечатляющие описания битв и сражений, в которых приходилось участвовать нашим предкам, отстаивая суверенитет своего государства, в повествовании очевидна христианская нравственная установка: все люди – братья и равны перед Богом. Единство и равенство народов станет ведущим идеологическим мотивом многих памятников ДРЛ (в том числе, «Слова о законе и благодати» Иллариона, Митрополита Киевского, «Слова о полку Игореве» и многих других), а также – это есть основа и сущность Русской идеи.
        

ПРИМЕЧАНИЕ. Возможно, многим читателям покажется неожиданным, но тем не менее, мне захотелось представить «Повесть временных лет» в онтологическом аспекте и заодно обратиться к истокам Русской идеи, о которой я достаточно подробно писала в своей статье «Русская идея как характеристика национального самосознания и культуры».
    Конечно, куда уж без Русской идеи, когда кругом национальные проекты! Ведь это сейчас так модно! Так же, как модно всё стало понимать по-своему – «подходить творчески». Но это не всегда одно и то же – по-своему и творчески. Иногда это просто подмена понятий – умышленная, а чаще неумышленная – от искреннего непонимания, что нельзя извращать смысл слов и содержание понятий, невероятный конфузище может получиться... Поэтому и хочется вернуться к истокам, а заодно тоже подойти по-своему, творчески к некоторым вечным вопросам – вот например, «случайно» обнаружить онтологию в произведении, имеющем, прежде всего, историческую и художественную ценность, которое, к тому же, широко известно и разносторонне исследовано. Именно таким произведением является «Повесть временных лет», тем не менее философско-онтологическая ценность его нигде не отмечена – видимо, она столь безусловна, что не нуждается в объяснении и доказательствах.
K

Вы читаете приложение к лекциям по истории русской философии и культуры

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПОМОЩЬ ПОЛЬЗОВАТЕЛЮ! РУБРИКАТОР

© Copyright:Татьяна Николаевская
«Об онтологическом и идеологическом содержании «Повести временных лет», 2007

BOOKLAND.RU - система поиска книг

 



Hosted by uCoz