|
Известно, что русская
философская мысль носит
онтологический характер –
писали об этом и Франк, и
Бердяев, и Ильин, и многие
другие. Характер этот
складывался и развивался
веками вместе с
идеологическими запросами
общества. Вопросы сущности
как сути существования
мира и человека волновали
нас гораздо больше, чем
вопросы метода познания
(по крайней мере, вторые
никогда не выдвигались на
первое место).
Свидетельствуют об
этом и «преданья старины
глубокой» – памятники
древнерусской литературы,
в том числе и один из самых
известных – вошедшая в
сокровищницу мировой
литературы «Повесть
временных лет», созданная
в первые десятилетия XII
века. Если основной и
вечный вопрос философии
(он же онтологический
вопрос) – откуда произошел
мир и человек? – с
принятием христианства
был на Руси разрешен: все
создано Богом, – и нам не
пришлось пройти путь
греческой философии
природы (во всяком случае,
о целостном, близком к
научному, мировоззрении
древнегреческих «физиков»
и речи быть не может), то
вопрос о происхождении
Русской Земли оставался
открытым – Библия и
сочинения Отцов Церкви не
давали на него ответа.
Создатели «Повести
временных лет» уже были
христианами и их задачей
было связать
возникновение Руси с
божественной историей и
религиозной концепцией
происхождения мира.
Поэтому «Повесть»
начинается с библейского
сюжета – с легенды о
Ноевом ковчеге. Согласно
Библии, после потопа дети
Ноя разбрелись по свету и
стали родоначальниками
разных народов. Славяне –
потомки Яфета. Так и
началась история
славянства, а значит, и
русского народа, и Русской
земли.
В
повести также
рассказывается, что
впоследствии на этой земле
происходило: как был
основан Киев, о
путешествии апостола
Андрея «из варяг в греки»
по Днепру и Волхву, о
создании славянской
азбуки, о взятии князем
Олегом Царьграда и его
смерти, о княжении Игоря и
мести Ольги за его смерть,
о военных походах
Святослава, о Крещении
Владимира, о завещании
Ярослава Мудрого сыновьям,
а также о многих других
событиях, отражающих
историческую судьбу нашей
Родины от V-VI века до начала
ХII.
Многие из
этих все эти сюжеты были
востребованы не только
историками и
литературоведами, но и
легли в основу многих
художественных
произведений – и
литературы, и других видов
искусств. Читатели 19 века
замирали от страха, читая
«Кикимору» Вельтмана, и
покатывались со смеху над
пародийной поэмой
А.К.Толстого «История
государства Российского».
«Повесть временных
лет» вошла в состав всех
летописных сводов ДРЛ и
безусловно оказала
влияние на последующее
развитие древнерусской и
русской литературы, и
вообще культуры – а
значит, философии и
идеологии.
Европейские народы
представлены в «Повести»
как единая семья,
славянские народы – её
полноправные члены.
Несмотря на впечатляющие
описания битв и сражений, в
которых приходилось
участвовать нашим предкам,
отстаивая суверенитет
своего государства, в
повествовании очевидна
христианская нравственная
установка: все люди –
братья и равны перед Богом.
Единство и равенство
народов станет ведущим
идеологическим мотивом
многих памятников ДРЛ (в
том числе, «Слова о законе
и благодати» Иллариона,
Митрополита Киевского,
«Слова о полку Игореве» и
многих других), а также –
это есть основа и сущность
Русской идеи.
|
|
|