|
«Повесть временных
лет» начинается с
библейской легенды о
Ноевом ковчеге. После
потопа дети Ноя разбрелись
по свету и стали
родоначальниками разных
народов. Славяне – потомки
Яфета. Так началась
история славянства, а
значит и русского народа, и
Русской земли. Европейские
народы представлены в
«Повести» как единая
семья, к которой
принадлежат и славяне. В
повествовании очевидна
христианская нравственная
установка – все люди
братья и равны перед Богом,
– которая есть основа и
сущность Русской идеи
.
Христианско-нравоучительная
и патриотическая темы,
выражающие характер ДРЛ в
целом, сформировались уже
на её раннем этапе, о чём
свидетельствуют не только «Повесть
временных лет»,
но и другие памятники XI-XII
вв.
Так в «Слове о законе
и благодати» Илариона,
Митрополита Киевского –
памятнике ораторской
прозы начала Х1 века – Русь
прославляется как великое
и равноправное
государство среди других
государств мира. Иларион
подчеркивает:
определяющее значение в
этом процессе имеет
принятие Русью
христианства, это главная
заслуга князя Владимира
перед Родиной и основание
для его канонизации
(требование которой
выдвинуто в «Слове»).
Другое сочинение (уже
Х11 века), в котором
патриотический мотив и
нравственный идеал
выражены в образе князя –
радетеля за славу и честь
родной земли – «Поучение»
Владимира Мономаха,
вероятно, рассматривалось
летописцами как духовное
завещание, аналогичное
завещанию Ярослава
Мудрого.
.....В
«Сказании о Борисе и
Глебе» (конец Х1 – нач. Х11
века) и «Чтении о житии и о
погублении блаженную
страстотерпцу Бориса и
Глеба» (80-е гг. Х1 века)
отражен сюжет из «Повести
временных лет» – рассказ
об убийстве Святополком
своих братьев, ныне
канонизированных князей
Бориса и Глеба. Оба
памятника, как и «Повесть»,
осуждают бесчеловечный
поступок Святополка.
Монологи Бориса и
Глеба содержат слёзную
мольбу к своим убийцам, а
также, несмотря на ужас
ситуации, благочестивые
помыслы, что создаёт образ
идеальных христианских
героев-мученников –
беззлобных страдальцев,
которые в столь
трагические минуты от
плача, без противления злу
насилием, переходят к
молитвам, подобающим перед
смертью святым.
Конечно же,
зло в лице «второго Каина» -Святополка –
будет наказано: он
погибает в чужой («межю
чехы и ляхы») земле,
которая его поглотила, а
«братья его ж нетленны» и
живут в веках.
За трагическими
событиями истории Бориса и
Глеба просматривается и
политическая тематика –
осуждение
братоубийственной войны, а
значит и междоусобных
распрей, губительных для
государства.
Политическая
тематика выражена и в
памятнике Х11 века
«Хождение игумена Даниила
в Святую землю», но – через
провиденциалистский
мотив: Руси предстоит
великая христианская
миссия, которая определит
и политическую роль
русского государства в
мире. Моление, которым
заканчивается «Хождение
игумена Даниила в Святую
землю» заканчивается
молением за Русскую землю,
проникнуто пафосом
величия и особого
предназначения Руси в
будущем. Лампада,
поставленная Даниилом за
Отечество, зажглась ярким
светом, а «фряжская»
(римская) не зажглась
вовсе, что свидетельствует
о божьем благоволении к
Руси и о утверждении её как
будущего центра
Православия. Впоследствии
(в ХVI веке)
провиденциализм,
очевидный уже в ранних
памятниках ДРЛ, найдёт выражение в доктрине «Москва –
Третий Рим» и в реальных исторических событиях.
|
|
|