----------- |
Герой
повести хитроумный священник (епископ) Иоанн
заставляет беса служить
себе, более того,
богоугодному делу –
паломничеству к Гробу
Господню, куда отвозит
епископа черт. Правда,
такая шутка не прошла
даром и для Иоанна. Из
тщеславия он нарушил обет
молчания о поездке, столь
позорящей беса. За это Иоанн
был наказан – и весьма
остроумно! Славящийся
святостью епископ был
уличен прихожанами в
блуде: они видят предметы
женского туалета (туфли,
украшения, покрывало) в
келье монаха, а то и
выходящую оттуда блудницу.
Разочарованные новгородцы
наказывают блудливого
монаха, сажают его по
весеннему разливу на плот,
обрекая тем самым на
верную гибель, однако
Иоанна спасает божий
промысел – чудо! – плот
поплыл против сильного
течения. Новгородцы
помогают Иоанну выбраться
на берег и просят о
прощении.
Мораль – над
бесами и победы бывают
опасны, лучше держаться от
них подальше!
Этот сюжет
использовался и в
литературе более позднего
времени, он хорошо
известен современному
читателю – верхом на черте
путешествовал кузнец
Вакула «ночью перед
рождеством» в одноименной
повести цикла «Вечера на
хуторе близ диканьки»
Н.В.Гоголя. |
|
----------- |