-----------
     Герой повести хитроумный священник (епископ) Иоанн заставляет беса служить себе, более того, богоугодному делу – паломничеству к Гробу Господню, куда отвозит епископа черт. Правда, такая шутка не прошла даром и для Иоанна. Из тщеславия он нарушил обет молчания о поездке, столь позорящей беса. За это Иоанн был наказан – и весьма остроумно!
Славящийся святостью епископ был уличен прихожанами в блуде: они видят предметы женского туалета (туфли, украшения, покрывало) в келье монаха, а то и выходящую оттуда блудницу.
Разочарованные новгородцы наказывают блудливого монаха, сажают его по весеннему разливу на плот, обрекая тем самым на верную гибель, однако Иоанна спасает божий промысел – чудо! – плот поплыл против сильного течения. Новгородцы помогают Иоанну выбраться на берег и просят о прощении.
Мораль – над бесами и победы бывают опасны, лучше держаться от них подальше!
    Этот сюжет использовался и в литературе более позднего времени, он хорошо известен современному читателю – верхом на черте путешествовал кузнец Вакула «ночью перед рождеством» в одноименной повести цикла «Вечера на хуторе близ диканьки» Н.В.Гоголя.
-----------

 


   (Дополнение-приложение к Л.3 - 3: "Повесть о путешествии Новгородского архиепископа Иоанна на бесе в Иерусалим")

 

Hosted by uCoz