|
В своём "Слове" Даниил
Заточник, рассказывая о
собственной жизненной
неудаче – потере
благосостояния,
вследствие чего от него
отвернулись и друзья и
родственники ( «не ими
другу веры, не надеися на
брата»), поднимает тему
бедности и богатства,
необходимости
взаимопомощи и поддержки
людям, попавшим в беду. За
помощью Даниил обращается
к князю и восхваляет его
как милостивого к вдовам и
сиротам правителя, глас
которого «сладок», образ
«красен», уста источают
«послание» (дар), «аки рай с
плодом». Даниил
противопоставляет доброго
и справедливого князя злым
и скупым вельможам.
Также
противопоставлены в
«Слове» мудрость и
глупость, независимые от
богатства, более того: хоть
и трудно быть разумным в
горе, «в печали обретаеть
человек ум свершен», и
хвала мудрому (
«смысленному»), хоть и
нищему. И уж
окончательному осуждению
подвергается со стороны
Даниила женитьба из
корысти на «злой жене».
Обличение «злых жен»
Даниил заканчивает
притчей о муже, который
после смерти такой жены
решил продать своих детей,
ибо они «родилися в
матерь» (вот, дескать, до
какого греха может довести
мужчину нехорошая женщина
– злая жена).
Завершает Даниил
свое «Слово» философским
умозаключением, что нельзя
безумному запретить его
глупость, и молитвой, в
которой просит бога
послать «князю нашему
Самсонову силу, храбрость
Александрову, Иосифа
разум, мудрость Соломоню и
хитрость Двидову». Видимо,
Даниил беолее всего опасается
глупости и безумия
правителя как источника
зла в государственном
масштабе.
|
|
|