-----------
     В повествовании «Слова о полку Игореве» следует выделить три предметно-смысловых уровня.
     Первый – исторический, или эмпирический (т.е. «Слово» отражает реальный исторический опыт). Сюжетно-событийную основу «Слова» составляют неудачный поход Новгород-Северского князя Игоря Святославича на половцев в 1185 г., его пленение и побег. Но круг исторических событий, охваченных «Словом» шире – фактически это история Руси, которая уходит в глубь веков и завершается экстраполяцией в будущее.
     Второй – художественный и, собственно, историософский. Автор «Слова» творчески осмысляет исторические события и в отличие от других летописцев своего времени подчиняет историческую правду поэзии. В «Слове», например, нарушена хронология междоусобных распрей Ярослвичей Киевских и Всеславичей Полоцких, сохраненная в повестях Лаврентевской и Ипатевской летописи. Автору «Слова» важнее сообщить читателю свою личную боль за разор, ущерб и крамолу, которую переживает Русь со времен правления Олега и его союза с половцами, что привело к рождению (хотя через поколения и в результате «волхования») кровожадного Всеслава – он имел «язвено на главе, и сего ради был немилостив на кровопролитие».
     Цель автора – пробудить в читателях противление братоубийственным войнам, и добивается он этого силой поэтического слова. Автор называет свое произведение «песней», а сам он – не столько летописец и историк, сколько поэт и публицист, рассматривающий каждое современное ему событие в исторической перспективе. В «Слове» дано поэтическое обобщение Руси Х1–Х11 вв. Исторические отступление нужны автору не только для объяснения настоящего, но и для обращения к мудрости прошлого, в которой рослеживается общее начало человека и природы, – т.е. к языческому мировоззрению.
     Языческое восприятие природы как живого существа, характерное для фольклорных жанров «славы» и «плача», в «Слове» соединяется с традициями христианской гимнографии, что позволило автору создать уникальное по жанру и поэтическому языку произведение. Живая природа – это кладезь аллегорическим образов и символов для выражения человеческих чувств: скорби – поникла трава и склонились деревья, скорбя о поражении русских войск («ничить трава жалощами, а древо с тугою преклонилось»), сострадания и предчувствия беды – кровавыми красками пылает закат, будто само небо предчувствует неудачу Игоря и победу половцев, настороженность – замирают птицы и звери, когда Игорь бежит из плена, радость – ярко светит солнце, в природе наступает просветление, когда побег Игоря удается...
     Таким образом, возникает третий уровень повествования – символический.
     В композиции «Слова» отражена временная цикличность событий действительности, восходящая к древним языческим культам. Устойчивость природных циклов – символ стабильности. Все возвращается на круги своя в природе и также должно происходить и в политической жизни: Русь должна вновь обрести свою целостность и величие, как и в давние времена славного правления Владимира и Ярослава Мудрого.
     Центральным образом повествования является Русская Земля. Единая Русь, с политическим центром в Киеве – символ благополучия русского народа ( «дажьбожьих внуков»). Поэтому автор «Слова» призывает её князей служить не корыстным личным интересам, а Русской Земле, соблюдая мир в её границах и иерархический порядок, заведенный «старыми» князьями Владимиром и Ярославом.
     Символическое значение имеют также цветовые и звуковые образы «Слова». Академик В.Ф. Ржига в статье «Слово о полку Игореве» как поэтический памятник феодальной Киевской Руси Х11 века» заметил, что события сюжета не просто рассказаны, а показаны в красках и звуках, повествование «Слова» наполнено звуками голосов зверей и птиц. На цветовой ряд «Слова», по–видимому, оказало влияние искусство иконописи, в котором золото – и соответствующая краска – символизирует славу и вечность. Золото олицетворяет светлое божественное начало. Эпитетом «золотой» автор «Слова» определяет оружие, упряжь, жилище и, что особенно важно, речи христианина ( «злато слово»), сообщая этим образам нравственное значение.
-----------

 

Уважаемый гость! Чтобы вернуться в текст лекции, непосредственно туда, где Вы остановились, воспользуйтесь "кнопкой" "НАЗАД" на своём компьюторе. По указанной ниже сссылке, Вы сможете вернуться только в начало лекции. Закладки у меня почему-то не получаются, если можете помочь, обратитесь в Гостевую или оставьте сообщение на форуме.

http://narod.yandex.ru/diz-L3.htm


(Дополнение-приложение к Л.3 - 1: «Слово о полку Игореве»)



Hosted by uCoz