----------- |
В
повествовании «Слова о
полку Игореве» следует
выделить три
предметно-смысловых
уровня.
Первый –
исторический, или
эмпирический (т.е. «Слово»
отражает реальный
исторический опыт).
Сюжетно-событийную основу
«Слова» составляют
неудачный поход Новгород-Северского
князя Игоря Святославича
на половцев в 1185 г., его
пленение и побег. Но круг
исторических событий,
охваченных «Словом» шире
– фактически это история
Руси, которая уходит в
глубь веков и завершается
экстраполяцией в будущее.
Второй –
художественный и,
собственно,
историософский. Автор
«Слова» творчески
осмысляет исторические
события и в отличие от
других летописцев своего
времени подчиняет историческую правду поэзии.
В «Слове»,
например, нарушена
хронология междоусобных
распрей Ярослвичей
Киевских и Всеславичей
Полоцких, сохраненная в
повестях Лаврентевской и
Ипатевской летописи.
Автору «Слова» важнее
сообщить читателю свою
личную боль за разор, ущерб
и крамолу, которую
переживает Русь со времен
правления Олега и его
союза с половцами, что
привело к рождению (хотя
через поколения и в
результате «волхования»)
кровожадного Всеслава –
он имел «язвено на главе, и
сего ради был немилостив
на кровопролитие».
Цель автора –
пробудить в читателях
противление
братоубийственным войнам,
и добивается он этого
силой поэтического слова.
Автор называет свое
произведение «песней», а
сам он – не столько
летописец и историк,
сколько поэт и публицист,
рассматривающий каждое
современное ему событие в
исторической перспективе.
В «Слове» дано поэтическое
обобщение Руси Х1–Х11 вв.
Исторические отступление
нужны автору не только для
объяснения настоящего, но
и для обращения к мудрости
прошлого, в которой
рослеживается общее
начало человека и природы,
– т.е. к языческому
мировоззрению.
Языческое восприятие
природы как живого
существа, характерное для
фольклорных жанров
«славы» и «плача», в
«Слове» соединяется с
традициями христианской
гимнографии, что позволило
автору создать уникальное
по жанру и поэтическому
языку произведение. Живая
природа – это кладезь
аллегорическим образов и
символов для выражения
человеческих чувств:
скорби – поникла трава и
склонились деревья, скорбя
о поражении русских войск
(«ничить трава жалощами, а
древо с тугою
преклонилось»),
сострадания и предчувствия
беды – кровавыми красками
пылает закат, будто само
небо предчувствует
неудачу Игоря и победу
половцев, настороженность
– замирают птицы и звери,
когда Игорь бежит из плена,
радость – ярко светит
солнце, в природе
наступает просветление,
когда побег Игоря
удается...
Таким образом,
возникает третий уровень
повествования –
символический.
В композиции «Слова»
отражена временная
цикличность событий
действительности,
восходящая к древним
языческим культам.
Устойчивость природных
циклов – символ
стабильности. Все
возвращается на круги своя
в природе и также должно
происходить и в
политической жизни: Русь
должна вновь обрести свою
целостность и величие, как
и в давние времена
славного правления
Владимира и Ярослава
Мудрого.
Центральным образом
повествования является
Русская Земля. Единая Русь,
с политическим центром в
Киеве – символ
благополучия русского
народа ( «дажьбожьих
внуков»). Поэтому автор
«Слова» призывает её
князей служить не
корыстным личным
интересам, а Русской Земле,
соблюдая мир в её границах
и иерархический порядок,
заведенный «старыми»
князьями Владимиром и
Ярославом.
Символическое
значение имеют также
цветовые и звуковые образы
«Слова». Академик В.Ф.
Ржига в статье «Слово о
полку Игореве» как
поэтический памятник
феодальной Киевской Руси
Х11 века» заметил, что
события сюжета не просто
рассказаны, а показаны в
красках и звуках,
повествование «Слова»
наполнено звуками голосов
зверей и птиц. На цветовой
ряд «Слова», по–видимому,
оказало влияние искусство
иконописи, в котором
золото – и
соответствующая краска –
символизирует славу и
вечность. Золото
олицетворяет светлое
божественное начало.
Эпитетом «золотой» автор
«Слова» определяет оружие,
упряжь, жилище и, что
особенно важно, речи
христианина ( «злато
слово»), сообщая этим
образам нравственное
значение.
|
|
----------- |